Судебная экспертиза аффекта у обвиняемых при множественных убийствах
Аннотация
В статье рассматривается малоизученная проблема практического применения ч. 2 ст. 107 УК РФ. Редкая квалификация статьи при множественных убийствах обусловлена, в первую очередь, несоответствием экспертно-психологического понятия аффекта понятию внезапно возникшего сильного душевного волнения, сформулированного в статье УК РФ. Во-вторых, законодатель установил «условие» применения привилегированных статей, основанное исключительно на провокационных действиях со стороны потерпевших. Однако на практике не всегда провокация приводит к состоянию аффекта; кроме того, аффективный взрыв может быть вызван лицами, не ставшими потерпевшими, или же спровоцирован незначительным событием, ставшим «последней каплей» при кумулятивном аффекте. При судебно-психологической экспертизе аффекта анализу подвергается поведение и эмоциональное состояние обвиняемого до, во время и после правонарушения. Установлено, что определяющее значение для возникновения аффекта имеют следующие факторы: субъективный характер восприятия ситуации конфликта как психотравмирующей, специфическая динамика эмоциональной реакции, особенности личности и когнитивной деятельности обвиняемого, наличие «патологической почвы», иные значимые моменты. Так, у лиц с психическими аномалиями (в рамках вменяемости) можно наблюдать утяжеленную картину аффекта с признаками глубокой аффективной суженности сознания, когда происходит расширение (иррадиация) аффективной агрессии на окружающих, случайно оказавшихся вовлеченными в психотравмирующую ситуацию. Предлагается внести ряд поправок в ст. 107 УК РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 07/2025 |
Страницы | 53-57 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-7-53-57 |
Судебная экспертиза аффекта представляет собой один из наиболее сложных видов психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз, требующих самой высокой квалификации экспертов-психологов и тщательного анализа со стороны судебно-следственных органов. На фоне небольшого количества преступлений, совершенных в состоянии аффекта, убийства двух и более лиц в состоянии «расширенного» аффекта согласно ч. 2 ст. 107 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) представляются совсем редкими. Данная проблема обусловлена значительными сложностями в квалификации подобных деяний, вследствие чего правоприменитель, как правило, классифицирует такие преступления как убийство с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК РФ), что вызывает многочисленные споры в профессиональной среде.
С момента введения в действие УК РФ в 1996 г. до настоящего времени продолжается обсуждение вопросов, связанных с практическим применением ст. 107 и 113. Основной дискуссионный аспект касается определения понятия «аффект», которое в указанных статьях интерпретируется как «внезапно возникшее сильное душевное волнение». Психологическое понятие «аффект» и формулировка «внезапно возникшее сильное душевное волнение», используемая в контексте уголовно-правовой доктрины, не являются синонимами. Этот факт подтверждается результатами многочисленных научных исследований, проведенных юристами и психологами в данной области.
Состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, как его трактуют юристы, соответствует психологическому понятию, выражающему острую, негативно окрашенную эмоциональную реакцию (в строгом научном значении не являясь аффектом) в форме эмоционального возбуждения, напряжения, страха, гнева, ярости, фрустрации, растерянности и других подобных эмоций – в ответ на психотравмирующее воздействие, которое оказывает существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого в ситуации правонарушения, ограничивая его способность к волевой регуляции своих действий.
Судебно-психологическое экспертное понятие «аффект», как и в общепсихологическом понимании, является качественно отличным от любого другого психического состояния, имеет свои особенные динамику и содержание (в частности, трехфазность течения). По мнению профессора И.А. Кудрявцева (1999), смешение указанных понятий (состояний) – аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения – различных по психологической сути, характеру переживаний, процессуальной динамике и результатам дизрегуляции поведения, недопустимо как с научной, так и с правоприменительной точки зрения.
Следующий важный аспект, требующий обсуждения, заключается в том, что законодатель, формулируя ст. 107 УК РФ, в том числе «условие» ее применения, опирается исключительно на причины возникновения «внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)» – на провокационные действия со стороны лиц, ставших потерпевшими. Важно отметить, на практике не всегда провокация «обидчиков» приводит к состоянию аффекта у обвиняемого, это – с одной стороны. С другой стороны, аффективный взрыв может быть спровоцирован незначительным событием, выступающим в качестве «последней капли» при кумулятивном аффекте, а также может возникнуть под воздействием лиц, которые не стали непосредственными потерпевшими.