Дата публикации: 17.07.2025

Посмертная конфискация имущества в российском уголовном праве: смена правового вектора после постановления Конституционного Суда Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена анализу института посмертной конфискации транспортных средств в российском уголовном праве в контексте последних изменений законодательства и трансформации судебной практики. Автор исследует коллизии между новыми подходами Конституционного Суда РФ и ранее сложившейся судебной практикой, анализирует правовые последствия таких решений для участников правоотношений. Рассматриваются конкретные примеры из судебной практики, что позволяет продемонстрировать применение новых подходов.




Современное российское уголовное законодательство находится в процессе активного реформирования, особенно в части мер уголовно-правового характера. Одним из наиболее дискуссионных вопросов последних лет стал институт посмертной конфискации имущества, который приобрел особую актуальность после внесения в 2022 г. существенных изменений в ст. 104.1 УК РФ. Речь идет об обязательном характере конфискации транспортных средств при совершении преступлений, предусмотренных ст. 264.1–264.3 УК РФ. Применение данной нормы в случае смерти правонарушителя породило серьезную правовую коллизию, требующую глубокого научного осмысления.

Данная проблема приобретает особую сложность в силу того, что посмертная конфискация имущества затрагивает нормы различных отраслей права. Она находится на стыке уголовного, гражданского и конституционного права, что обусловливает необходимость всестороннего анализа. С одной стороны, государство стремится обеспечить эффективные механизмы противодействия преступлениям, отличающимся повышенной степенью общественной опасности, а с другой – обязано гарантировать соблюдение конституционных прав, в частности, защиту права частной собственности.

Для более глубокого понимания современных правовых проблем института конфискации имущества необходимо обратиться к его историческому развитию в российском уголовном праве. В советский период конфискация рассматривалась как дополнительный вид наказания и применялась достаточно широко. После распада СССР в 1990-е годы наблюдалась тенденция к ограничению применения этой меры, а в 2003 г. конфискация как вид уголовного наказания и вовсе была исключена из УК РФ. Тем не менее уже в 2006 г. законодатель вновь вернул конфискацию в УК РФ, но в измененном статусе – как меру уголовно-правового характера, что отражает эволюцию правового подхода к данному институту.

Новый этап развития института конфискации начался в 2022 г. с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который существенно расширил сферу применения данной меры. В частности, существенные изменения были внесены в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, которая была дополнена новым основанием для конфискации – п. «д», предусматривающим изъятие транспортных средств, использованных при совершении преступлений в сфере безопасности дорожного движения в состоянии опьянения. Эти законодательные нововведения были направлены на усиление борьбы с наиболее опасными нарушениями правил дорожного движения, что отражает актуальные задачи уголовно-правовой политики.

Важным элементом формирования единообразной правоприменительной практики стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 г. № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» (ред. от 12.12.2023). В данном постановлении Верховный Суд РФ разъяснил порядок применения института конфискации, уточнив, что к имуществу, принадлежащему обвиняемому, следует относить не только имущество в его единоличной собственности, но и находящееся в общей собственности, включая совместную собственность супругов.

Список литературы

1. Мингалимова М.Ф. Возможность посмертной конфискации транспортных средств при совершении преступлений в сфере безопасности дорожного движения / М.Ф. Мингалимова // Российский судья. 2024. № 7. С. 27–31.

Остальные статьи