Некоторые аспекты правового регулирования принципов третейского разбирательства
Аннотация
В работе рассматривается вопрос о сущности и содержании тех принципов третейского разбирательства, которые текстуально закреплены законодателем путем их перечисления в ст. 18 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Отмечается, что каждое из перечисленных в указанной статье положений содержит в своем содержании много дискуссионных моментов, требующих более глубокого анализа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 07/2025 |
Страницы | 24-29 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-7-24-29 |
Вопрос о принципах третейского разбирательства имеет как теоретические, так и практические дискуссионные аспекты. С теоретической точки зрения категория «принцип» должна определять основные положения той или иной отрасли права, на которых эта отрасль базируется. Вместе с тем, несмотря на предпринимавшиеся в доктрине гражданского процессуального права попытки отнести правоотношения в рамках третейского разбирательства к отдельной, самостоятельной отрасли права, как то выделение так называемого частного процессуального права, доктринально это поддержано не было.
Относить правоотношения, возникающие по поводу арбитража (третейского разбирательства) к гражданским / арбитражным процессуальным отношениям также нет никакой возможности, хотя бы уже по причине отсутствия здесь такого обязательного субъекта, как государственный компетентный суд.
Не случайно в этой связи ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об арбитраже») именует выделяемые ей положения как «принципы арбитража», подразумевая под самим арбитражем в ч. 2 ст. 2 исключительно «процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения)». При этом законодатель текстуально относит к таким положениям следующие базовые начала третейского разбирательства: независимость и беспристрастность арбитра; диспозитивность; состязательность сторон; равное отношение к сторонам.
Структура представленной нормы не дает основание трактовать данный перечень расширительно. Вместе с тем другие статьи третейского законодательства позволяют исследователям выводить и иные положения, которые принято выделять именно в качестве принципов третейского разбирательства (например, конфиденциальность). В отдельных исследованиях выделяют также: принцип «компетенции-компетенции», принцип автономности третейского соглашения, принцип добровольности обращения в арбитраж, принцип ограниченного государственного контроля, решения без передачи в государственный суд.
Обратимся к краткой характеристике тех принципов, которые выделяет законодатель в ст. 18 ФЗ «Об арбитраже».