К вопросу об отмене мер обеспечения иска в гражданском и арбитражном судопроизводстве в связи с изменениями в налоговом законодательстве
Аннотация
В статье авторы рассматривают проблемы теории и практики применения норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства в части применения судами полномочия по отмене обеспечительных мер, которые приобрели особую актуальность в связи с последними изменениями налогового законодательства. Порядок отмены мер обеспечения иска, с одной стороны, является дискреционным полномочием суда и применяется по заявлению стороны, а, с другой стороны, отмена обеспечительных мер при вынесении итогового судебного акта, которым отказано в удовлетворении требований истца, является обязанностью суда. Достижение ключевой цели института вынесения судебного решения — его законность и обоснованность, по мнению автора, определяют реализацию рассматриваемого полномочия как обязанность суда. Автор предлагает внесение дополнений в процессуальные нормы, а также разъяснения в отношении применения налогового законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 07/2025 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-7-19-23 |
Обеспечительные меры являются «ускоренным и предварительным средством защиты» прав по предъявленному иску, «гарантией, обеспечивающей реализацию судебного решения». Вопросы наложения и отмены мер обеспечения иска регулируются нормами главы 13 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) и нормами главы 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ). Разъяснения по применению указанных норм даны в соответствующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. № 15 (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 15).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 139 ГПК РФ и ч. 3 ст. 92 АПК РФ применение обеспечительных мер может быть инициировано лицами, участвующими в деле. Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 15, с заявлением (ходатайством) о принятии обеспечительных мер могут обратиться лица, участвующие в деле, и к их числу относится весьма широкий круг лиц, в том числе и стороны третейского разбирательства.
Вместе с тем поднимаемая в рамках настоящей статьи проблематика касается механизма отмены мер обеспечения. Следует отметить, что большинство проводимых научных исследований касаются вопросов характера и порядка применения мер обеспечения иска, но не проблем их отмены.
Отмену обеспечения иска с позиции оснований ее применения следует рассматривать в двух различных аспектах: отмена обеспечения иска с целью избегания ситуации необоснованного установления обеспечительных мер (в частности, при нарушении прав лиц) и отмена обеспечения иска при снятии оснований, для которых мера была применена (при вынесении судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, прекращении производства по делу, оставлении заявления без рассмотрения). В настоящей статье автор поднимает проблему, связанную с отменой обеспечительных мер после вынесения итогового судебного акта.
Особую актуальность вопрос процессуального порядка отмены обеспечительных мер приобрел в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который ввел новую государственную пошлину, в том числе за подачу заявления об отмене мер обеспечения. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, при подаче заявления об отмене обеспечения иска составляет 10 000 рублей (п. 15 ч. 1 ст. 333.19), а по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, при подаче заявления об отмене обеспечения иска – 30 000 рублей (п. 17 ч. 1 ст. 333.21).