Дата публикации: 17.07.2025

Роль суда в обеспечении баланса интересов между наследником и отказополучателем

Аннотация

Статья раскрывает правовую природу легата сквозь призму теории обязательственного и вещного правопреемства. Авторы критикуют подход, при котором легат порождает обязательства, не подкрепленные механизмом вещного права, и ставит под сомнение возможность его исполнения в форме оценки. Предлагается закрепление в законе разграничения между правом требования и обременением, а также исключение фиктивного удовлетворения обязательной доли за счет легата.




Институт завещательного отказа занимает особое место в наследственном праве, поскольку сочетает в себе элементы обязательственных и вещных правоотношений. Вопрос о правовой природе легата остается дискуссионным, что вызывает сложности в его исполнении и правоприменении. Коллизия между завещательным отказом и обязательной долей наследника раскрывает несовершенство существующей модели правопреемства. Современная судебная практика фиксирует случаи нарушения баланса интересов сторон, что ставит под сомнение эффективность действующих механизмов реализации воли наследодателя. Настоящее исследование направлено на теоретическое обоснование разграничения обязательственных и вещных элементов легата.

Более 100 лет назад в литературе было высказано мнение, что при получении легата отказополучатель (легатарий) не приобретает вещных прав от завещателя, а только требование к наследнику, касающееся установления вещного права. В основе такого суждения лежит концепция обязательственного характера легата, которая закреплена в современном российском праве. В этом контексте легатарий не может получить вещное право автоматически, он лишь приобретает право требования о его предоставлении к наследнику. Таким образом, существующий институт правопреемства не создает новые вещные права, равно как и автоматического перехода вещных прав: устанавливаются лишь обязательственные правоотношения между наследником и отказополучателем.

Тем не менее легат может предусматривать и переход вещного права согласно положениям ст. 1137 ГК РФ. Если условием завещания предусмотрено, что отказополучатель должен получить право собственности на квартиру, то речь идет уже не об обязательственном требовании – это прямой переход вещных прав. Также посредством завещательного отказа могут быть переданы сервитуты (ст. 274 ГК РФ), права пожизненного наследуемого владения (ст. 267 ГК РФ) и права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 268 ГК РФ). Отказополучатель приобретает при этом вещное право, вытекающее из завещания, а не права требования.

Тем не менее существуют вопросы в отношении толкования нормы ст. 1137 ГК РФ, положением которой на наследника возлагаются обязательства перед легатарием, которые носят имущественный характер. Это может быть как передача имущества, так и предоставление определенного блага, например – права пожизненного проживания в квартире. Тем не менее при указании в завещании передачи вещного права возникает два вопроса:

1. Обретет ли отказополучатель право обязательственного требования, понуждающее наследника передать вещь и зарегистрировать на нее право собственности на легатария.

Список литературы

1. Емелина Л.А. Банкротство наследственной массы: проблемы правового регулирования и пути их решения / Л.А. Емелина, С.А. Яворский // Банковское дело. 2024. № 7. С. 71–76.
2. Митилино М.И. Право застройки. Опыт цивилистического исследования института / М.И. Митилино. Киев : тип. насл. Т.Г. Мейнандера, 1914. 323 с.

Остальные статьи