Роль Уполномоченного по правам человека в защите частных и публичных интересов: процессуальный подход
Аннотация
В статье анализируются функции и роль Уполномоченного по правам человека в государственной защите субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов. Выявлены пробелы в правовом регулировании его статуса как участника гражданского судопроизводства, предложены пути совершенствования действующего процессуального законодательства. Выдвигается идея о наделении Уполномоченного по правам человека тем же процессуальным правовым статусом, который имеет прокурор в гражданском деле. Его участие в гражданском процессе предполагается в двух формах: форме возбуждения производства по делу и в форме вступления в уже начатое дело для дачи по нему заключения. Процессуальные права и обязанности Уполномоченного по правам человека должны учитывать отсутствие у него личной заинтересованности в деле и выполнение им в рамках гражданского судопроизводства публично-правовой функции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 07/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-7-2-7 |
Защита нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов представляет собой деятельность управомоченных государством субъектов, направленную на рассмотрение и разрешение правового конфликта и восстановление соответствующих прав, свобод и интересов путем вынесения акта, обладающего публично-правовыми свойствами, важнейшим из которых является исполнимость (возможность принудительного исполнения).
Субъекты, уполномоченные на осуществление правовой защиты в сфере гражданской юрисдикции, поименованы в ч. 1 ст. 11 ГК РФ. К ним относятся государственные суды (арбитражные суды и суды общей юрисдикции), а также третейские суды (арбитражи). Кроме этого, закон выделяет административный порядок защиты, но при этом подчеркивается, что его результаты могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 11 ГК РФ).
Примечательно, что комментируемая норма не упоминает нотариат как орган, осуществляющий защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов. При этом хоть и не все нотариальные действия являются способом защиты прав и законных интересов (большинство из них имеют целью все же правовую превенцию, т.е. они нацелены на предотвращение нарушений, охрану гражданских прав), однако исполнительная надпись нотариуса, на основании которой производится внесудебное взыскание задолженности – это, несомненно, защита права.
Вместе с тем законодатель к числу способов защиты гражданских прав относит даже самозащиту, посвятив ей отдельную ст. 14 ГК РФ. При этом самозащита гражданских прав в лучшем случае представляет собой односторонние действия субъекта, не влекущие никакие публично-правовые последствия и не обладающие свойством исполнимости, а в худшем – может сама вылиться в совершение правонарушения и даже преступления.
Отсутствует в числе субъектов, осуществляющих защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, свобод и законных интересов, и прокурор. Возможно, говоря об «административной защите гражданских прав», законодатель имеет в виду как раз деятельность органов прокуратуры, но это сомнительно, поскольку прокуратура – надзорный, а не административный орган власти.