Архонтология как вектор легитимации власти: от Античности до Макиавелли
Аннотация
Архонтология — отдельная историческая дисциплина, важнейший раздел исторического и историко-правового знания, объясняющий не только смысл основных вех истории, но и механизмы легитимации власти, значимость самих носителей власти, а также роль других известных акторов исторического процесса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 07/2025 |
Страницы | 26-34 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-7-26-34 |
Архонтология – одна из важнейших научных исторических дисциплин, без которой многие сферы исторического знания были бы лишенными хронологической точности, а их содержание – лишенное динамики. Объект архонтологии – представление о феномене власти как ценности в социальном, политическом и правовом измерении, роли личности в истории, хронологии применительно деятельности исторически значимых персон. Архонтология задает важнейшие факторы легитимации власти, в ее обосновании сочетаются основные принципы эксплицитного и имплицитного мышления, рационального и иррационального, реального и мифологического.
Несомненно, что истоки архонтологии следует искать на этапе разложения доклассового общества, четвертого разделения труда и начала формирования публичной власти. Самое дорогое в это время – это был не скот, не земля, не другие материальные ценности, а именно «человеческий материал», т.е. люди. Преумножение их численности составляло богатство племени. Власть женщин при матриархате была обусловлена тем, что дети оставались при матери, а не принадлежали отцу. Но во властных отношениях произошел переворот: в силу изменившихся производственных отношений господствующее положение перешло к мужчинам. «Ниспровержение материнского рода было всемирно-историческим поражением женского пола». Захват власти мужчинами в значительной степени был обусловлен начавшимися грабительскими войнами, захватом рабов-пленников, включая женщин, которые уже стали принадлежать воинам-мужчинам, а не ранее доминирующему материнскому роду; и дети, рожденные от этих отношений, стали тоже принадлежать отцу-воину, который и становился основным собственником богатств. Это богатство добывалось с большими сложностями, чаще всего в результате ожесточенных битв, удачливой охоты, высокого профессионализма, а также удачи, которую окружающие воспринимали как благосклонность богов. Носитель этих качеств становился героем.
Героизм с доисторических времен был предпочтительной формой поведения в общественном сознании. «Героика была и остаётся – в какой-то мере вплоть до сегодняшнего дня – доминирующим культурным фактором. Культ агрессивного победоносного воина проходит красной нитью через всю историю письменных преданий, и там, где мы начинаем находить письменные источники, велика вероятность, что они окажутся жизнеописанием героев, историями воинов, испытывающих множество превратностей судьбы».
Этот переходный период называют вождеством (чифдомством). На данном этапе появились люди, незанятые непосредственно в материальном производстве – вожди, воины, жрецы, купцы и «хранители времени». Вожди с помощью своей дружины воинов формируют публичную власть и начинают консолидировать собственность в своих руках. Некоторое время вожди взаимодействуют с прежней властью народного собрания, то конфликтуя, то устанавливая баланс отношений, но, в конечном счете, захватывают первенство. Это был важнейший процесс в социальной жизни, ибо менялось все мироустройство, прежде равноправные отношения сменились социальной иерархией, социум начинал сталкиваться с тем, что люди, осуществляющие власть, получили к тому же еще и бóльшую собственность и бóльшие привилегии. Актуализировалась проблема определения места властителей и их соратников в системе социальных отношений. Задачей жрецов стала легитимация (объяснение) как самого феномена власти, так и того, что эта власть должна принадлежать конкретному человеку. На данном этапе исторического развития жрецы для этого прибегают к иррациональным способам аргументации, заменяя рациональное понятными и удобными мифами о значимости и самой власти, и ее носителей. Известно, что «процесс институционального строительства в Древние времена осуществлялся посредством экстраполяции сакральных, мифологических структур в мир повседневности. Практически весь институциональный дизайн, иерархическая компоновка властных структур архитектонически соответствует структуре сакрального».