Решение, насилие, норма — альтернативы для суверена
Аннотация
Только в эпоху Нового времени у суверена появилась возможность принимать политические решения без санкции высших и трансцендентных инстанций. Гарантией их исполнения становились мощь и авторитет государства. Принятое под воздействием силы, решение оформлялось нормативно в виде приказа и закона.
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 07/2025 |
Страницы | 11-17 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-7-11-17 |
Политическое решение – это всегда некая форма насилия над неупорядоченной в данный момент реальностью и конституирование организованного с точки зрения принимаемого субъектом решения мира. Процессы упорядочивания и подчинения сочетаются между собой, в результате некоторая часть существующего обретает статус истинного и единого целого. Решение определяет способ ви́дения, присущий субъекту. Децизионистская установка юридического сознания выделяет в качестве основания правовой значимости решения волевой процесс, из которого рождаются правила и нормы. Для юриста этого типа источником права, «то есть всех последующих норм и порядков, является не приказ как таковой, а авторитет или суверенитет конечного решения, которое принимается вместе с приказом».
У Томаса Гоббса любые нормы и законы, их толкование и порядки – сущностные решения суверена. Суверенное решение юридически не объясняется ни какой-либо нормой, ни конкретным порядком; напротив, само решение их обосновывает, оно – абсолютное начало, которое происходит из нормативного «ничто» и конкретного непорядка. Так, для философа возникает естественное состояние – «состояние абсолютной свободы, в каковом пребывают люди, не являющиеся ни суверенами, ни подданными», – анархия и состояние войны. Это анархическое состояние преодолевается в результате возникновения суверенной воли, где приказ и порядок есть закон. Карл Шмитт полагает, что естественное состояние переходит «в государственное состояние безопасности, покоя и порядка», делая государство суверенным.
Государство-суверен сочетает в себе мощь и авторитет, первая выражает превосходство в силе, второй представляет собой источник права, критерий различения добра и зла. Для суверена допусти́м решительный переход из правового состояния в насилие и наоборот. Суверен – это тот, кто вправе вводить и отменять чрезвычайное положение, приостанавливающее или разрывающее настоящее правовое состояние, «кто принимает решение о чрезвычайном положении». Подобные повороты требуют наличия актуального или потенциального врага, такого как личность, государство, катастрофа, эпидемия, зло. Враг может быть и учрежден, определен легально, и тогда он – государственный неприятель. Суверен ставит его вне закона, чтобы потом уничтожить. Тогда неприятель – существо, которое непонятно или которое не хочет понимать.
В отличие от учреждающего насилия, благодаря которому суверен конституирует и оформляет подконтрольное ему политическое пространство, здесь имеет место насилие разрушительное, уничтожающее. Т. Гоббс называет основной задачей суверена обеспечение безопасности и блага народа. Средством для этого, наряду с просвещением и справедливостью, служит насилие.
Вальтер Беньямин выделял два вида насилия – мифическое и божественное. Славой Жижек интерпретирует это следующим образом: «…Мифическое насилие требует жертвы и держит в своей власти “голую жизнь”, тогда как насилие божественное – нежертвенное, искупительное». Разница между видами насилия такая же, как и разница между средством и законом: