Дата публикации: 03.07.2025

Решение, насилие, норма — альтернативы для суверена

Аннотация

Только в эпоху Нового времени у суверена появилась возможность принимать политические решения без санкции высших и трансцендентных инстанций. Гарантией их исполнения становились мощь и авторитет государства. Принятое под воздействием силы, решение оформлялось нормативно в виде приказа и закона.




Политическое решение – это всегда некая форма насилия над неупорядоченной в данный момент реальностью и конституирование организованного с точки зрения принимаемого субъектом решения мира. Процессы упорядочивания и подчинения сочетаются между собой, в результате некоторая часть существующего обретает статус истинного и единого целого. Решение определяет способ ви́дения, присущий субъекту. Децизионистская установка юридического сознания выделяет в качестве основания правовой значимости решения волевой процесс, из которого рождаются правила и нормы. Для юриста этого типа источником права, «то есть всех последующих норм и порядков, является не приказ как таковой, а авторитет или суверенитет конечного решения, которое принимается вместе с приказом».

У Томаса Гоббса любые нормы и законы, их толкование и порядки – сущностные решения суверена. Суверенное решение юридически не объясняется ни какой-либо нормой, ни конкретным порядком; напротив, само решение их обосновывает, оно – абсолютное начало, которое происходит из нормативного «ничто» и конкретного непорядка. Так, для философа возникает естественное состояние – «состояние абсолютной свободы, в каковом пребывают люди, не являющиеся ни суверенами, ни подданными», – анархия и состояние войны. Это анархическое состояние преодолевается в результате возникновения суверенной воли, где приказ и порядок есть закон. Карл Шмитт полагает, что естественное состояние переходит «в государственное состояние безопасности, покоя и порядка», делая государство суверенным.

Государство-суверен сочетает в себе мощь и авторитет, первая выражает превосходство в силе, второй представляет собой источник права, критерий различения добра и зла. Для суверена допусти́м решительный переход из правового состояния в насилие и наоборот. Суверен – это тот, кто вправе вводить и отменять чрезвычайное положение, приостанавливающее или разрывающее настоящее правовое состояние, «кто принимает решение о чрезвычайном положении». Подобные повороты требуют наличия актуального или потенциального врага, такого как личность, государство, катастрофа, эпидемия, зло. Враг может быть и учрежден, определен легально, и тогда он – государственный неприятель. Суверен ставит его вне закона, чтобы потом уничтожить. Тогда неприятель – существо, которое непонятно или которое не хочет понимать.

В отличие от учреждающего насилия, благодаря которому суверен конституирует и оформляет подконтрольное ему политическое пространство, здесь имеет место насилие разрушительное, уничтожающее. Т. Гоббс называет основной задачей суверена обеспечение безопасности и блага народа. Средством для этого, наряду с просвещением и справедливостью, служит насилие.

Вальтер Беньямин выделял два вида насилия – мифическое и божественное. Славой Жижек интерпретирует это следующим образом: «…Мифическое насилие требует жертвы и держит в своей власти “голую жизнь”, тогда как насилие божественное – нежертвенное, искупительное». Разница между видами насилия такая же, как и разница между средством и законом:

Список литературы

1. Беньямин В. К критике насилия // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : сборник статей / В. Беньямин ; перевод с немецкого И. Болдырева, А. Белобратова, А. Глазовой [и др.] ; филологический редактор переводов А.В. Белобратов ; реда
2. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы / В. Беньямин ; перевод с немецкого С. Ромашко. Москва : Аграф, 2002. 280 с.
3. Боянич П. Насилие и мессианизм / П. Боянич ; перевод О. Волчек. Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2018. 222 с.
4. Боянич П. Насилие, фигуры суверенности / П. Боянич. Москва : Кабинетный ученый, 2025. 272 с.
5. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель. Москва : Наука, 2000. 495 с.
6. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., ред., авт. примеч. В. В. Соколов; Пер. с лат. и англ. Москва : Мысль, 1991. 731 с.
7. Жижек С. О насилии / С. Жижек ; перевод с английского А. Смирнов, Е. Лямина. Москва : Европа, 2010. 178 с.
8. Кондилис П. Власть и решение : формирование картин мира и вопрос о ценностях / П. Кондилис ; перевод с немецкого А. Михайловского. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2025. 191 с.
9. Рассел Б. Власть. Новый социальный анализ / Б. Рассел ; перевод с английского Д. Кралечкина. Москва : Издательство Института Гайдара, 2024. 326 с.
10. Шмитт К. О трех видах юридического мышления // Шмитт К. Государство. Право и политика / К. Шмитт ; перевод с немецкого О. Кильдюшова. Москва : Территория будущего, 2013. С. 307–354.
11. Шмитт К. Политическая теология / К. Шмитт // Политическая теология : сборник. Москва : Канон-Пресс-Ц, 2000. С. 7–98.
12. Эвола Ю. Восстание против современного мира / Ю. Эвола ; перевод В.В. Ванюшкина, Е. Истомина, О. Молотов. Москва : Прометей, 2016. 476 с.

Остальные статьи