Конфликт интересов в адвокатской деятельности (сравнительно-правовое исследование)
Аннотация
Формирование современных подходов к урегулированию конфликта интересов адвокатов требует изучения зарубежного опыта в целях рецепции перспективных практик. В статье рассмотрены основные правила урегулирования конфликта интересов в адвокатской деятельности Канады, представлены примеры из судебной практики, а также правовые позиции Верховного Суда Канады, которые нашли отражение в кодексах профессиональной этики юристов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 07/2025 |
Страницы | 32-37 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2025-7-32-37 |
Право каждого на квалифицированную юридическую помощь предполагает, в том числе, право на независимую юридическую консультацию и независимое судебное представительство, выраженное в отсутствии какого-либо влияния на объективность суждений адвоката и иных обстоятельств, вызывающих сомнение в его добросовестности. В этой связи тема конфликта интересов имеет особенное значение для адвокатуры и института представительства в целом.
Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре не содержит такого понятия, как «конфликт интересов». Тем не менее в ст. 6 Закона указано, что адвокат не вправе принять поручение, если имеет собственный интерес по предмету соглашения, отличный от интереса доверителя; оказывать юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам доверителя и т.д. По смыслу взаимосвязанных положений ст. 9, 11 Кодекса профессиональной этики адвоката, адвокат не вправе быть защитником, советником, представителем нескольких сторон с противоположными интересами.
Предупреждение конфликта интересов в адвокатской деятельности является одним из основных условий добросовестного исполнения адвокатом своих фидуциарных обязанностей перед доверителем. В рамках работы по совершенствованию законодательства в сфере адвокатуры, которая ведётся на протяжении последних нескольких лет, вопрос о формировании современных подходов к урегулированию конфликта интересов адвокатов неоднократно обсуждался. Однако серьёзных изменений в этой части пока нет. В целях рецепции наиболее перспективных практик урегулирования конфликта интересов в адвокатской деятельности, которые могли бы быть полезны в условиях совершенствования российской адвокатуры, актуальным представляется исследование зарубежного опыта.
Так, урегулирование конфликта интересов в адвокатской деятельности играет важную роль в обеспечении этического поведения адвокатов и защиты интересов граждан и организаций в Канаде. Опыт Канады довольно интересен, учитывая, что её особенностью является сосуществование двух правовых систем: континентальной (Квебек) и системы общего права (другие провинции и территории Канады).
Деятельность адвокатского сообщества Квебека регулируется законами и иными нормативными актами, содержащими в том числе этические требования, которых должны придерживаться представители профессии. Провинции и территории общего права Канады руководствуются принципами и правилами, сформулированными судом, а также принятыми, с учётом изложенных в судебных постановлениях правовых позиций, кодексами профессионального поведения юристов (адвокатов). При этом «общим» документом, содержащим правила профессиональной этики адвокатов Канады, является Типовой кодекс профессионального поведения юристов (далее по тексту – Типовой кодекс), принятый Федерацией юридических обществ (FLSC) Канады в 2009 г. В научной литературе распространена точка зрения, что принятие Типового кодекса стало крупным достижением, поскольку в нем представлено единое национальное видение основных этических обязательств канадских юристов.