Корпоративная экосистема: правовая природа и специфика применения в холдинговых объединениях
Аннотация
Современные трансформации хозяйственной деятельности корпоративных объединений, обусловленные такими трендами, как цифровизация, глобализация рынков и усложнение моделей взаимодействия между организациями, привели к формированию новых форм корпоративных связей, отличных от традиционных юридических конструкций группового управления компаниями. Одной из таких форм являются корпоративные экосистемы — широко распространенный термин в экономической и управленческой литературе, но не имеющий устоявшейся правовой сущности и сформированной юридической практики. Широкое применение экосистемного подхода в рамках холдинговых объединений обостряет необходимость юридической квалификации указанного экономикоправового явления. Статья посвящена исследованию правовой составляющей корпоративных экосистем, в том числе в контексте соотношения данного явления с более традиционными институтами, такими как холдинг или группы компаний. В рамках работы предложена авторская дефиниция понятия «корпоративная экосистема», обосновано отнесение корпоративных экосистем к разновидности холдингов, выявлены правовые последствия представленного доктринального вывода.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 04/2025 |
Страницы | 37-40 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-4-37-40 |
Холдинговые объединения представляют собой одну из наиболее распространенных форм консолидации предпринимательской деятельности. С юридической точки зрения наиболее востребованные общественные отношения детерминируют необходимость в применении повышенного стандарта к их регулированию, а также притяжении к себе фокуса внимания научного сообщества, что обосновывает сохранение за темой холдингов и их разновидностей присущей ей актуальности.
Так, несмотря на относительную новизну для российского права (для сравнения: холдинги в некоторых зарубежных государствах, таких как Великобритания, имеют более чем вековую историю развития), какого-либо заметного продвижения в части улучшения нормативного регулирования указанного круга правоотношений, даже учитывая проведенную реформу гражданского законодательства, не произошло. В сухом остатке отношения корпоративной подчиненности, за некоторыми исключениями, сводятся к положениям акционерного законодательства о дочерности и зависимости хозяйственных обществ.
Необходимо сделать оговорку, что холдинговые отношения в отдельных сферах регламентированы более детально. Одним из таких примеров является банковский холдинг, дефиниция которого, наряду с термином «банковская группа», была закреплена в ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Тем не менее приведенный пример является скорее исключением из правила, нежели широким правовым трендом, в то время как вектор развития российского предпринимательства демонстрирует востребованность ведения бизнеса с использованием инструментария, связанного с корпоративным объединением организаций. Следует обратить внимание, что в настоящий момент указанные объединения претерпевают определенные изменения и трансформацию. Одним из характерных случаев такой трансформации является объединение корпораций в экосистемы.
Тематика корпоративных экосистем представлена не только в российской, но и в зарубежной литературе. В частности, можно отметить научный труд Колина Хоуса «The Chinese Corporate Ecosystem» (Китайская корпоративная экосистема), посвященный анализу эволюционного развития китайских корпораций, их взаимодействия с китайским правительством и Политической партией Китая, выходом китайских корпораций на международный рынок. Красной линией указанной научной работы является изменение китайского корпоративного законодательства в соответствии со складывающимися социальными реалиями.