Дата публикации: 10.07.2025

Фактор сроков в гражданском праве России

Аннотация

В статье указывается на объективный характер времени, в то время как сроки устанавливаются законом или субъектами гражданского права. Можно манипулировать сроками, но невозможно манипулировать временем. В работе указывается, что годичный срок, предусмотренный ст. 621, 684, 1035 ГК РФ, является для арендодателя (наймодателя, правообладателя) сроком существования обязанности, а для арендатора, (нанимателя, пользователя) сроком существования преимущественного права.




Сроки являются важнейшим правовым средством организации и стабилизации гражданских правоотношений. Со сроками связывается возникновение прав и обязанностей, их прекращение и защита. В очень многих институтах гражданского права так или иначе учитывается условие о сроках. Например, вряд ли можно представить себе договор, в котором стороны каким-то образом не уточняли бы динамику своих правоотношений без указания на сроки. Словом, срок — это важнейший элемент, конкретизирующий возникновение, развитие и прекращение гражданского правоотношения. Однако что есть срок, как не определенный период времени или даже его момент, но с той принципиальной разницей, что само время представляет собой объективную категорию, не подвластную субъективным устремлениям, это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных системах, в то время как сроки устанавливаются самими субъектами гражданского правоотношения или же в законе. Поэтому можно манипулировать сроками, но невозможно манипулировать временем. Иногда кажется, что посредством сроков можно как-то воздействовать на время, каким-то образом скорректировать его течение, но это более чем серьезное заблуждение. Для сроков характерно наличие волевых привязок к нему соответствующих последствий. Срок может быть определен произвольно, но он является лишь произвольно определяемым моментом или единицей исчисления объективно и независимо от воли людей существующего и текущего времени.

Но если срок для гражданских правоотношений имеет важное значение, то как можно относиться к тому, что в законодательстве достаточно много случаев, когда о сроках говорится (мягко говоря) так, что требуются какие-то пояснения, комментарии и т.д. Так, в ряде случаев указывается на необходимость немедленного реагирования контрагента на определенные действия партнера (ст. 366, 441, 442, 748 и др. ГК РФ). В других случаях указывается уже на незамедлительность действия соответствующего лица (ст. 513, 530, 773, 961 и др. ГК РФ). Но есть и такое указание, как без промедления совершить какие-то действия (ст. 518, 519, 522, 565 и др. ГК РФ).

В этом плане весьма интересно, в чем собственно разница в таких категориях, как «немедленно», «без промедления», «незамедлительно». Немедленно, видимо, по мнению законодателя, совершить некое необходимое действие мгновенно (так сказать, в мгновение ока), а без промедления — почти мгновенно, но с некоторой задержкой (око уже может мигнуть), ну а незамедлительно, видимо, означает возможность несколько большей задержки, чем при немедленных действиях и действиях без промедления. Конечно, над такой юридической техникой можно иронизировать, но эта техника есть, указанные категории имеются во многих положениях гражданского законодательства, и можно только представить сложности при рассмотрении гражданских споров, когда представитель одной стороны будет упрекать другую, что последняя выполнила определенное действие не немедленно, а всего лишь незамедлительно, а другая будет настаивать именно на немедленном характере своих действий. Не появится ли возможность у одной стороны упрекнуть другую в просрочке и потребовать применения соответствующих санкций? Естественно, что есть необходимость в устранении указанных недостатков. Конечно, кто-то из исследователей может возразить, что в данном случае законодатель использовал слова-синонимы, но это лишь подтверждает необходимость более осторожного отношения к юридической технике.

Однако есть необходимость отметить еще одно весьма специфическое указание на время в законодательстве. Речь идет о так называемом моменте времени. Только в Гражданском кодексе РФ о моменте времени говорится в ст. 342-1, 358-5, 358-15, 373, 384, 389-1, 415, 425, 433, 458 и др. Что же такое момент времени? В.И. Даль под моментом понимал: миг, мгновение, короткое срочное время. По мнению указанного автора, моментальный означает мгновенный. С этих позиций не означает ли указание в законе на нечто немедленное одно и то же, что и момент. Видимо, сюда можно также отнести и указание без промедления и незамедлительно. Так, в п. 2 ст. 415 ГК РФ говорится, что обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга. Однако можно было бы сформулировать соответствующую норму иначе: обязательство считается прекращенным немедленно (можно и мгновенно) при получении должником уведомления кредитора о прощении долга. Использование различных дефиниций, по сути дела имеющих одинаковое содержание: немедленно, без промедления, незамедлительно, момент — лишь затрудняют понимание содержания нормы права.

Список литературы

1. Богданов Е.В. Проблема сохранения («переживания») прав и обязанностей умершего гражданина / Е.В. Богданов // Нотариус. 2015. № 7. С. 7–10.
2. Генкин Д.М. К вопросу о влиянии на обязательство невозможности исполнения / Д.М. Генкин // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Г.Ф. Шершеневича / научный редактор В.С. Ем. Москва : Статут, 2005. С. 176–202.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под редакцией Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. Москва : Юрайт, 2004. 1069 с.
4. Леонова Л.Ю. Преимущественное право покупки: история возникновения, осуществление и защита / Л.Ю. Леонова // Законодательство. 2002. № 9. С. 17–23.
5. Тархов В.А. Гражданское право. Ч. 1. Курс / В.А. Тархов. Москва : Юрист, 2007. 396 с.
6. Философия : учебник / под редакцией В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрист, 2004. 520 с.

Остальные статьи