Отмена в порядке самоконтроля публичных актов — юридических фактов гражданского права
Аннотация
Дается оценка допустимости отмены в порядке самоконтроля публичных актов, являющихся юридическими фактами гражданского права. На основе анализа сложившихся в судебной практике подходов сформулированы основания, по которым такие акты признаются неправомерными. Критикуется позиция о том, что публичный акт может быть отменен только в том случае, если он влияет на динамику гражданского правоотношения. Поддерживается тезис о необходимости закрепить основания для отмены правомерных и неправомерных публичных актов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 04/2025 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2025-4-6-9 |
Основания отмены публичных актов в порядке самоконтроля
Законодательной основой для отмены актов публичной власти, которые выступают юридическими фактами гражданского права, выступает ст. 48 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основной массив судебной практики по этому вопросу сформировался в области земельных отношений и градостроительной деятельности, где участник частноправовых отношений обжалуют ненормативные акты органов местного самоуправления об отмене ранее принятых ими актов в порядке самоконтроля (распоряжений о предоставлении земельного участка для строительства, разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, разрешений на реконструкцию, разрешений на перевод, градостроительных планов земельных участков, разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и др.). Анализ немногочисленных публикаций в юридической литературе по этому вопросу, а также подходов, сформировавшихся в судебной практике (в том числе Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ), позволяет сформулировать несколько важных тезисов:
1) акты публичной власти, изданные органами местного самоуправления, могут быть отменены в порядке самоконтроля, и наличие данного права не ставится под сомнение;
2) в законодательстве отсутствуют определение содержание данного права, условия его реализации, сроки, в течение которых данное право может быть осуществлено. Фактически любой акт органа местного самоуправления может быть отменен в любой момент без ограничения по сроку;
3) в актах высших судебных инстанций предпринимаются попытки определить границы, за которыми реализация данного права может считаться недопустимой. Можно использовать аналогию с частным правом и говорить о ситуациях злоупотребления правом со стороны органа публичной власти, существование которых будет признаваться в том случае, если такая отмена: а) затрагивает и нарушает интересы как частных лиц, так и местного сообщества в целом; б) нарушает принцип поддержания стабильности правовых отношений и доверия граждан, в них вовлеченных, к закону, не отвечает требованиям обеспечения гарантий конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности органов местного самоуправления; в) не отвечает критериям разумности и справедливости в части возложения негативных последствий на добросовестных участников частноправовых отношений; г) не отвечает критериям разумности и справедливости в части несвоевременного выявления нарушений; д) совершена при отсутствии прямого разрешения на отмену соответствующего акта и при отсутствии законодательной регламентации границ этого полномочия.