Жилые помещения, приобретенные с использованием средств материнского капитала: проблемы отношений собственности
Аннотация
На основе анализа нормативных и судебных актов рассмотрены проблемы определения долей в праве собственности на приобретенное за счет средств материнского (семейного) капитала жилое помещение, изменения субъектного состава отношений собственности, обеспечения законных интересов несовершеннолетних детей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Правовые вопросы недвижимости № 02/2025 |
Страницы | 13-18 |
Российская Федерация в ст. 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством (ч. 1), в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (ч. 2). Статья 38 Конституции РФ содержит более жесткие формулировки: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1).
Во исполнение этих норм был принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – ФЗ № 256), в который неоднократно вносились изменения. В целом это прогрессивный акт, направленный как на реализацию конституционной обязанности государства, так и на поиск баланса частных и публичных интересов при распределении обязанностей по обеспечению потребностей детей.
Однако, если публично-правовая составляющая закона заслуживает однозначного одобрения, то частноправовая вызывает многочисленные вопросы в доктрине и правоприменительной практике.
Одним из направлений разрешенного законом использования материнского (семейного) капитала (правовой режим которого вызывает много вопросов) является улучшение жилищных условий (п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ № 256). Обратите внимание: в тексте не указано, о чьих жилищных условиях идет речь. В то же время, согласно статистике, это самое распространенное направление (фигурирует в свыше 60% заявлений на распоряжение).
Вернемся к анализу закона. Указанная задача решается путем направления средств материнского (семейного) капитала: