Фирменный стиль кафедры как неотъемлемая часть корпоративной культуры современного вуза
Аннотация
В первые десятилетия XXI в. наблюдается активный интерес к понятию «корпоративная культура», которая рассматривается специалистами различных областей научного знания как комплексный междисциплинарный феномен. Формирование корпоративной культуры современного образовательного учреждения — сложный, многоступенчатый процесс, включающий множество составных элементов. Одной из важнейших составляющих корпоративной культуры учреждений высшего образования является фирменный стиль структурных подразделений (кафедр, лабораторий, творческих коллективов и т.д.). На примере кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры рассмотрено формирование фирменного стиля структурного подразделения современной образовательной организации. Кафедра библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры является уникальным структурным подразделением вуза не только потому, что осуществляет подготовку обучающихся по всем существующим в Российской Федерации уровням образования: СПО, бакалавриат, магистратура, аспирантура, — но также потому, что демонстрирует формирование ярко выраженного фирменного стиля структурного подразделения современного вуза культуры.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 02/2025 |
Страницы | 37-42 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2025-2-37-42 |
Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось повышенным интересом к понятию «корпоративная культура» как важнейшей характеристике деятельности современной организации. Корпоративная культура как комплексный феномен рассматривается с позиций различных научных направлений: культурологии, имиджеологии, философии, экономики и др. При этом в исследовательском объективе каждого из научных направлений оказываются специфические характеристики понятия «корпоративная культура», которые могут проявляться в разной степени и с позиций гуманитарных и естественных наук рассматриваться либо как главнейшие характеристики понятия, либо как вспомогательные.
В современной науке под корпоративной культурой понимается «система убеждений, ценностей и ожиданий, определяющих нормы поведения в организации». Такой подход позволяет называть корпоративную культуру также культурой организационной. Однако в коммерческой сфере понятие «корпоративная культура» зачастую сужают до определенного дресс-кода и посещения корпоративных мероприятий (как правило, совместного празднования государственных праздников, а также знаковых для компании дат: дата основания, получение гранта и т.д.).
Корпоративная культура в современных гуманитарных исследованиях позиционируется как комплексное, многогранное понятие, включающее ряд составляющих его компонентов. Традиционно в качестве компонентов, образующих корпоративную культуру, рассматриваются следующие:
1. Ценности. Под ценностным компонентом корпоративной культуры понимаются принципы организации работы компании, стили взаимодействия с коллегами, клиентами, конкурентами. Ценности — концептообразующее понятие деятельности современной организации, определяющее цель, задачи и миссию отдельно взятого учреждения.
2. Традиции и обычаи — это совокупность уникальных ритуалов, выгодно отличающих организацию от других учреждений, выполняющих аналогичные функции. Традиции и обычаи призваны сформировать у членов коллектива чувство корпоративной общности, сопричастности процессам, происходящим в компании.