Дата публикации: 26.06.2025

Фирменный стиль кафедры как неотъемлемая часть корпоративной культуры современного вуза

Аннотация

В первые десятилетия XXI в. наблюдается активный интерес к понятию «корпоративная культура», которая рассматривается специалистами различных областей научного знания как комплексный междисциплинарный феномен. Формирование корпоративной культуры современного образовательного учреждения — сложный, многоступенчатый процесс, включающий множество составных элементов. Одной из важнейших составляющих корпоративной культуры учреждений высшего образования является фирменный стиль структурных подразделений (кафедр, лабораторий, творческих коллективов и т.д.). На примере кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры рассмотрено формирование фирменного стиля структурного подразделения современной образовательной организации. Кафедра библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры является уникальным структурным подразделением вуза не только потому, что осуществляет подготовку обучающихся по всем существующим в Российской Федерации уровням образования: СПО, бакалавриат, магистратура, аспирантура, — но также потому, что демонстрирует формирование ярко выраженного фирменного стиля структурного подразделения современного вуза культуры.




Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось повышенным интересом к понятию «корпоративная культура» как важнейшей характеристике деятельности современной организации. Корпоративная культура как комплексный феномен рассматривается с позиций различных научных направлений: культурологии, имиджеологии, философии, экономики и др. При этом в исследовательском объективе каждого из научных направлений оказываются специфические характеристики понятия «корпоративная культура», которые могут проявляться в разной степени и с позиций гуманитарных и естественных наук рассматриваться либо как главнейшие характеристики понятия, либо как вспомогательные.

В современной науке под корпоративной культурой понимается «система убеждений, ценностей и ожиданий, определяющих нормы поведения в организации». Такой подход позволяет называть корпоративную культуру также культурой организационной. Однако в коммерческой сфере понятие «корпоративная культура» зачастую сужают до определенного дресс-кода и посещения корпоративных мероприятий (как правило, совместного празднования государственных праздников, а также знаковых для компании дат: дата основания, получение гранта и т.д.).

Корпоративная культура в современных гуманитарных исследованиях позиционируется как комплексное, многогранное понятие, включающее ряд составляющих его компонентов. Традиционно в качестве компонентов, образующих корпоративную культуру, рассматриваются следующие:

1. Ценности. Под ценностным компонентом корпоративной культуры понимаются принципы организации работы компании, стили взаимодействия с коллегами, клиентами, конкурентами. Ценности — концептообразующее понятие деятельности современной организации, определяющее цель, задачи и миссию отдельно взятого учреждения.

2. Традиции и обычаи — это совокупность уникальных ритуалов, выгодно отличающих организацию от других учреждений, выполняющих аналогичные функции. Традиции и обычаи призваны сформировать у членов коллектива чувство корпоративной общности, сопричастности процессам, происходящим в компании.

Список литературы

1. Туранина Н.А. Имиджевая политика как отражение уровня корпоративной культуры кафедры современного вуза / Н.А. Туранина, М.С. Малышева // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 5. С. 510–515.
2. Туранина Н.А. Фирменный стиль как инструмент формирования имиджа современной организации / Н.А. Туранина, И.Ф. Заманова, М.С. Малышева // Культура: управление, экономика, право. 2022. № 3. С. 36–40.
3. Kurgansky, S.I. Influência das tecnologias de imagem na cultura corporativa universitária / S.I. Kurgansky, N.A. Turanina, M.S. Malysheva // Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara. 2022. Vol. 26. Iss. 00. e022141. DOI: 10.22633/rpge.

Остальные статьи