Модель управления системой защиты и укрепления культурного суверенитета России в региональном измерении
Аннотация
В статье представлена модель управления системой защиты и укрепления культурного суверенитета России в региональном ее измерении. Она включает в себя процесс актуализации культурного наследия с помощью длительного мониторинга и методики его сохранения в регионах, что требует постоянной мемориализации и музеефикации культурных артефактов. Рассматриваются особенности нормативноправового регулирования и координации культуроохранной деятельности. Отмечается эффективность вовлечения в культурный оборот значимых объектов культурного наследия, различных методов защиты культурного суверенитета России, контекстного включения культурного наследия в сферу образования и воспитания и т.д. Представлена нормативно-правовая база управления в сфере культурного суверенитета на федеральном и региональном уровнях, которая формируется в пространстве субъектов культурного наследия и действует на нормативном, административном, финансово-экономическом и организационном уровнях осуществления культурного суверенитета.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 02/2025 |
Страницы | 19-25 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2025-2-19-25 |
Актуальность проблемы создания принципиальной модели управления в сфере культурного суверенитета России подтверждается задачами государственной важности, связанными с приоритетом доминирующего права общества на сохранение материального и нематериального наследия перед интересами субъектов экономической деятельности, преодолением различных вызовов времени перед стоящими внешними и внутренними угрозами, влиянием псевдокультурной экспансии извне, вызывающей подмену традиционных ценностей и историко-культурного наследия, представляющих опасность для культурного суверенитета России. Основные угрозы для культурного суверенитета России, по мнению Черняховского С.Ф., Черняховской Ю.С., — экспансии поведенческих образцов общества потребления и массовой культуры, утверждение квазицивилизации постмодерна, отрицающей единство законов мира и утверждающей моральный и ценностный релятивизм».
Вызовы культурному суверенитету непреложно требуют ответных мер, которые заключаются в создании системы противодействия угрозам. Так, специальная военная операция с 2023 г. вызвала к жизни необходимость мер сохранения традиционных ценностей. Наступившая информационная война потребовала изменить способы мышления и придать ему критицизма, что позволяет устранять разрывы между уровнем культуры и историко-культурным потенциалом. Происходящие с началом перестройки духовные разломы в обществе требуют возвращения к духовности. Сегрегации в культуре противостоит мультикультурная интеграция и сохранение межпоколенных связей. С этой целью возникает необходимость осуществления «второй культурной революции». Конкуренция в сфере культуры, в которой традиционной народной и классической противостоит массовая культура, усиливает потребность в персонификации мышления и креативности. Далее, смещение границ виртуального и реального приводит к неизбежности адаптивного изменения способов восприятия в процессе цифровизации, но наталкивает на необходимость девиртуализации (рис. 1).
Создание системы противодействия угрозам культурному суверенитету С.Ф. Черняховским и Ю.С. Черняховской справедливо связывается с понятиями «позитивной истории» и политики «культурной реконкисты». Отсюда — важность и необходимость создания «путей и возможностей сохранения, и возрождения принципа культурной суверенности народов и классической культуры человечества, координации и управления системой защиты культурного суверенитета страны».
Отправной точкой системы принципиальной модели управления в сфере культуры, направленной на укрепление культурного суверенитета России, является результат взаимодействия объектов и субъектов культурного наследия, определяющий механизмы управления на основе стратегии и тактики государственной и региональной культурной политики (рис. 1).