Дата публикации: 26.06.2025

Модель управления системой защиты и укрепления культурного суверенитета России в региональном измерении

Аннотация

В статье представлена модель управления системой защиты и укрепления культурного суверенитета России в региональном ее измерении. Она включает в себя процесс актуализации культурного наследия с помощью длительного мониторинга и методики его сохранения в регионах, что требует постоянной мемориализации и музеефикации культурных артефактов. Рассматриваются особенности нормативноправового регулирования и координации культуроохранной деятельности. Отмечается эффективность вовлечения в культурный оборот значимых объектов культурного наследия, различных методов защиты культурного суверенитета России, контекстного включения культурного наследия в сферу образования и воспитания и т.д. Представлена нормативно-правовая база управления в сфере культурного суверенитета на федеральном и региональном уровнях, которая формируется в пространстве субъектов культурного наследия и действует на нормативном, административном, финансово-экономическом и организационном уровнях осуществления культурного суверенитета.




Актуальность проблемы создания принципиальной модели управления в сфере культурного суверенитета России подтверждается задачами государственной важности, связанными с приоритетом доминирующего права общества на сохранение материального и нематериального наследия перед интересами субъектов экономической деятельности, преодолением различных вызовов времени перед стоящими внешними и внутренними угрозами, влиянием псевдокультурной экспансии извне, вызывающей подмену традиционных ценностей и историко-культурного наследия, представляющих опасность для культурного суверенитета России. Основные угрозы для культурного суверенитета России, по мнению Черняховского С.Ф., Черняховской Ю.С., — экспансии поведенческих образцов общества потребления и массовой культуры, утверждение квазицивилизации постмодерна, отрицающей единство законов мира и утверждающей моральный и ценностный релятивизм».

Вызовы культурному суверенитету непреложно требуют ответных мер, которые заключаются в создании системы противодействия угрозам. Так, специальная военная операция с 2023 г. вызвала к жизни необходимость мер сохранения традиционных ценностей. Наступившая информационная война потребовала изменить способы мышления и придать ему критицизма, что позволяет устранять разрывы между уровнем культуры и историко-культурным потенциалом. Происходящие с началом перестройки духовные разломы в обществе требуют возвращения к духовности. Сегрегации в культуре противостоит мультикультурная интеграция и сохранение межпоколенных связей. С этой целью возникает необходимость осуществления «второй культурной революции». Конкуренция в сфере культуры, в которой традиционной народной и классической противостоит массовая культура, усиливает потребность в персонификации мышления и креативности. Далее, смещение границ виртуального и реального приводит к неизбежности адаптивного изменения способов восприятия в процессе цифровизации, но наталкивает на необходимость девиртуализации (рис. 1).

Создание системы противодействия угрозам культурному суверенитету С.Ф. Черняховским и Ю.С. Черняховской справедливо связывается с понятиями «позитивной истории» и политики «культурной реконкисты». Отсюда — важность и необходимость создания «путей и возможностей сохранения, и возрождения принципа культурной суверенности народов и классической культуры человечества, координации и управления системой защиты культурного суверенитета страны».

Отправной точкой системы принципиальной модели управления в сфере культуры, направленной на укрепление культурного суверенитета России, является результат взаимодействия объектов и субъектов культурного наследия, определяющий механизмы управления на основе стратегии и тактики государственной и региональной культурной политики (рис. 1).

Список литературы

1. Ивакина Д.С. Особенности творческой деятельности по созданию культурных ценностей / Д.С. Ивакина // Культура. Управление. Экономика. Право. 2024. № 2. С. 2–6.
2. Калинина Л.Г. Административно-организационная деятельность в сфере культуры / Л.Г. Калинина, Г.И. Калинин // Культура. Управление. Экономика. Право. 2024. № 4. С. 2–6.
3. Стахов А.И. Правовые и доктринальные предпосылки обособления публичной администрации в системе публичной власти в Российской Федерации / А.И. Стахов // Публичная администрация в Российской Федерации: проблемы становления в современной системе администрати
4. Халиков И.А. Современные угрозы историко-культурного наследия и их влияние на уголовно-правовую практику / И.А. Халиков // Культура. Экономика. Управление. Право. 2023. № 1. С. 21–27.
5. Черняховский С.Ф. Вызовы и угрозы культурному суверенитету Российской Федерации и меры по противодействию им / С.Ф. Черняховский, Ю.С. Черняховская // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализ

Остальные статьи