Инкультурация христианства и христианизация культуры в католичестве и православии
Аннотация
Работа посвящена изучению проблемы понимания процесса инкультурации в христианском богословии. В статье рассматриваются позиции лидеров христианских церквей: Папы Римского Бенедикта XVI и Патриарха Кирилла. Римско-католической церковью так же, как и православной, процесс инкультурации напрямую связывается с миссионерской деятельностью. При этом Бенедиктом XVI инкультурация, рассматриваемая через призму межкультурности, понимается как встреча культур: межрелигиозная встреча или встреча религиозной и исторической культуры и встреча религиозной и светской культуры. Патриарх Кирилл основную задачу христианской миссии в отношении культуры видит не в инкультурации, а в христианизации культуры.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 02/2025 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2025-2-15-18 |
Под инкультурацией следует понимать «сложный и многофазный процесс проникновения индивида в культуру, овладения им привычками, нормами и поведением, принятым в данной культуре». Понятие инкультурации широко применимо не только в культурологии и педагогике, к данному термину часто прибегают лидеры христианских церквей. Миссионерство, будучи важным аспектом деятельности христианской церкви, основанным на евангельском утверждении «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк. 16:15), напрямую связано с процессом инкультурации, поскольку предполагает непосредственное взаимодействие с различными культурами.
Римско-католической церковью, как правило, используется термин «инкультурация христианства», введенный папой Иоанном Павлом II в результате работы II Ватиканского собора, под которым понимается «стратегия распространения христианской религии, в основе которой лежит изучение культуры христианизируемого народа, адаптация определенных сторон этой культуры к нормам христианства и включение в процесс евангелизации адаптированных к христианству компонентов мировоззрения, обрядности, культуры и языка христианизируемого народа». Инкультурация христианства осуществляется, согласно энцикликам папы римского Иоанна Павла II, в том числе в миссионерской деятельности. Римско-католическая церковь, именуя себя вселенскою церковью, таким образом указывает на отсутствие нерасторжимых связей с какой-либо конкретной нацией, группой, народом и т.д. и возможность взаимодействия с другими культурами с целью взаимообогащения участвующих в контакте культур.
Папа римский Бенедикт XVI в своих энцикликах использует термин именно «инкультурация», а не «инкультурация христианства». Рассматривая термин «инкультурация» через призму межкультурности, понтифик определяет данный термин как первый этап встречи культур. Понятия «встреча культур» или «интеркультуральность» кажутся ему более предпочтительными, поскольку инкультурация предполагает синтез двух чуждых друг другу субъектов, образованных в процессе перемещения освобожденной от культуры веры в индифферентную к религии культуру. Это, по мнению Бенедикта XVI, невозможно, так как не существует свободной от культуры веры и свободной от культуры религии, поскольку сама вера есть культура (вера творит культуру и сама становится культурой).
Понятие инкультурации папой Бенедиктом XVI рассматривается в двух аспектах: как встреча различных культур (межрелигиозная встреча) и как встреча религиозной и светской культуры. Встреча культур как межрелигиозная встреча, по мнению понтифика, может быть успешной при определенных условиях, главным из которых является наличие элементов универсализма в каждой культуре, которая осуществляет эту встречу, т.е. наблюдается открытость, стремление двигаться навстречу друг другу и объединяться. Инкультурация возможна только в случае отсутствия ярко выраженной инаковости, проявлений несправедливости по отношению к другой культуре. Другими словами, по мнению папы Бенедикта XVI, основным условием инкультурации служит имманентное присутствие в человеке всеобщей истины человеческого бытия, нацеленной на объединение. Встреча культур видится папе Бенедикту XVI вполне реальной, поскольку открытость между различными культурами основывается на том, что человек, будучи уникальным существом, соприкасается с истиной, что, в свою очередь, открывает возможности для соприкосновения различных культур друг с другом. «Только в обращенности друг к другу всех великих культурных достижений человек приближается к единству и полноте своей сущности». Для встречи культур важным является не столько внешнее сочетание этих культур, сколько их внутреннее единение, которое осуществляется через одинаковое истинное знание о человеке, основанное на истинном знании о Боге. По мнению понтифика, чем гуманнее культура, тем больше она обращена к истине, тем быстрее она способна ее усвоить и быть усвоена ею. При этом Бенедикт XVI не призывает к унификации всех культур, напротив, противоположности в различных культурах, по его мнению, могут стать взаимодополняющими элементами относительно одного центрального критерия, которым является христианская вера. «Таково высокое притязание на обладание истиной, с которым христианская вера выступает в мире». Так, приняв христианство, приняв христианскую культуру, человек не отказывается от своей исторической культуры, т.е. не перестает принадлежать к определенной нации, этносу, государству. Другими словами, наблюдается взаимодействие, взаимопроникновение различных культур: христианской (религиозной) культуры и исторической культуры, которые пересекаются в человеке и наполняют его.