Произведения цифрового искусства как объект авторского права
Аннотация
Рассматривается проблема интеграции цифрового искусства в правовые реалии. Применяются теоретические (логические) и эмпирические методы: исторический анализ законодательства в сфере авторского права и обзор судебной практики. Указывается, что отечественное авторское право демонстрирует универсализацию понятий в ч. IV ГК РФ. На основе обзора судебной практики выявляются противоречия при квалификации объектов авторского права — произведений искусства — с искусствоведческой и юридической точки зрения. Утверждается, что по совокупности косвенных и формальных оснований произведения цифрового искусства могут являться объектами авторского права.
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 02/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2025-2-2-7 |
Введение
В настоящий период существуют теоретические и методологические проблемы развития института авторского права в сфере современного искусства. Полагаем, что это связано с синхронизацией существенных искусствоведческих признаков новых произведений искусства с юридической квалификацией объектов авторских прав. Это, как правило, касается художественных направлений нетрадиционных видов искусства: а) современного (неизобразительного, постмодернистского) искусства и б) цифрового искусства (аналогового), при создании которого применяются специальные компьютерные программы.
Проблема заключается в использовании современными художниками стандартных дизайнерских программ с уже имеющимся набором изобразительных средств — аналоговых, оцифрованных или переосмысленных в контексте традиционного искусства, что ведет, с одной стороны, к стремительному развитию изобразительных средств, с другой — быстрому «старению», т.е. исчерпанности художественных образов за довольно короткий промежуток времени. К тому же, формализация, упрощение и ускорение процесса создания «цифрового» произведения, в силу применения мобильных цифровых технологий, обеспечивает доступность результатов творчества неограниченному кругу лиц, что не только обесценивает уникальность самого творческого труда, но и нарушает авторские права. Это в совокупности подчеркивает проблему защиты авторских прав на современном этапе в виртуальной и реальной художественной среде.
Таким образом, проблема интеграции цифрового искусства в правовые реалии требует рассмотрения с нескольких точек зрения, что определяет глубину и диапазон темы данного исследования.
1. Исследование истории развития авторского права в западноевропейских странах показало, что оно развивалось параллельно с развитием художественной культуры, согласно научной парадигме, сочетавшей традиционные и инновационные технологии в художественной практике. Например, несмотря на активное развитие кинематографа в начале XX в., кинофильмы стали объектами прав в Англии только в 1956 г., т.е. спустя несколько десятилетий. Однако компьютер — как средство создания объектов интеллектуальной собственности — уже упоминается в Бернской конвенции (авторском праве) в 1979 г.