Конституционно-правовые пределы осуществления свободы творчества и преподавания в Республике Беларусь
Аннотация
Свобода творчества и преподавания — неотъемлемое комплексное конституционное право человека и гражданина. Жить без творчества современный человек не способен. Ограничение свободы творчества и преподавания существенно влияет на правовой статус личности в целом. В отечественной науке конституционного права давно назрела необходимость определения конституционно-правовых пределов реализации свободы творчества и преподавания. В настоящей статье осуществлена попытка осмысления правовой природы конституционно-правовых пределов как на уровне буквального анализа конституционных норм, так и на уровне, возникающем по обыкновению правоприменительной практики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 06/2025 |
Страницы | 53-59 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-6-53-59 |
Конституционные права и свободы, безусловно, являются ценностью для любого цивилизованного государства, но они не могут иметь неограниченности в пределах применения и требуют наличия обоснованных границ реализации. На наш взгляд, не существует абсолютных прав и свобод человека, поскольку невозможно представить правовое государство, не прибегающее к вынужденному ограничению прав и свобод. Необходимость ограничения свободы творчества и преподавания в демократическом государстве подтверждается в том числе правовой практикой Европейского суда по правам человека (дело «Институт Отто-Премингер против Австрии»; дело «Фогт против Германии»; дело «Уингроу против Соединенного Королевства»). (ссылки? — корр.) Ограничение конституционных прав и свобод должно происходить на основании закона только в случаях, прямо им предусмотренных, с учетом правового принципа пропорциональности (соразмерности) ограничений достигаемым целям, исключительно для защиты незыблемых ценностей, закрепленных ст. 23 Конституции Республики Беларусь, а именно в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, и в том объеме правовой защиты, который будет достаточным и своевременным при его применении в конкретной жизненной ситуации.
Между тем в юридической науке нет единого мнения относительно существования либо отсутствия абсолютных прав. Следует согласиться с позицией Т.Я. Хабриевой и В.Е. Чиркина о том, что все права и свободы могут быть ограничены, но только на основе закона в пределах, допускаемых конституцией, в соответствии с требованиями международного права и в строго определенных целях. Вместе с тем А.А. Подмарев констатирует, что большинство исследователей все же склоняются к тому, что абсолютные права и свободы существуют. Так, традиционно к категории абсолютных причисляют право на жизнь, право на судебную защиту, презумпцию невиновности и др. В случае же с конституционным правом на свободу творчества и преподавания нужно полагать, что творчество и преподавание как явления, представляющие собой беспредельность форм и вариаций креативной стратегии человека, имеют определенный правовой предел выражения, что также в полной мере согласуется с международными стандартами в области обеспечения прав личности. Можно констатировать, что, учитывая решающую роль конституционного права на свободу творчества и преподавания в процессе формирования правового статуса личности, процедура ее законного ограничения свойственна правовому государству.
Интересной представляется позиция, высказанная Ю.А. Конюшкиной. Признавая актуальной проблему определения границ конституционного права человека на свободу творчества, она считает, что в современном мире принцип свободы творчества, отстаивая недопустимость любых запретов, подразумевает при этом следующую дуалистическую основу: с одной стороны, любые табу на направления творчества и выбранные для этого средства ограничивают возможности самовыражения автора, с другой стороны — лишают общество, возможно, уникальных по своей гениальности произведений или открытий. По мнению Ю.А. Конюшкиной, задача законодателя заключается в обеспечении максимально возможного компромисса между охраняемыми конституционными интересами и свободой творчества. В свою очередь, Ю.А. Чулисова выделяет несколько стадий творческой деятельности (создание, представление, интерпретация), для каждой из которых требуется определенный комплекс правовых гарантий и ограничений, направленный на реализацию свободы творчества. Однако выразим иную точку зрения. Гарантированная свобода человека в сфере творчества и преподавания подразумевает неисчерпаемость способов, форм, видов и оснований для создания, демонстрации, а также последующего осмысления творческого произведения. Поэтому полагаем, что выделение в творческом и преподавательском процессах отдельных стадий, разбор на условные элементы не приобретает того значения, которое изначально ему пытаются придать с целью его последующей структуризации и нормативизации. Все же выделение отдельных стадий творческой деятельности может при определенных обстоятельствах способствовать обеспечению защиты прав человека. Творчество и преподавание в конституционно-правовом смысле носят сугубо уникально-индивидуалистический либертарный характер.