О некоторых конституционно-правовых проблемах взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере
Аннотация
Статья посвящена вопросам конституционно-правового регулирования взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики. В ходе исследования выявлены конституционно-правовые проблемы взаимодействия этих двух институтов публичной власти. Системный анализ позволил выявить несовершенство национального конституционного законодательства, закрепляющего функции и полномочия местной государственной администрации и органов местного самоуправления как в целом, так и в социальной сфере в частности. В результате проведенного исследования выработаны рекомендации по совершенствованию национального законодательства, исключению внутренних коллизий отраслевого законодательства и коллизий с нормами Конституции Кыргызской Республики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 06/2025 |
Страницы | 48-52 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-6-48-52 |
Введение. Местное самоуправление как один из институтов демократии, одна из форм реализации народовластия предоставляет возможность местному сообществу самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в пределах и в порядке, установленном законодательством, и занимает важное место в конституционно-правовом развитии как Кыргызской Республики (КР), так и Российской Федерации (РФ). При этом, как вполне справедливо отмечают исследователи, в качестве субъектов социальной политики все чаще выступает не только государство в лице государственных органов, но и органы местного самоуправления, а также институты гражданского общества. Более того, как отмечено в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества Независимых Государств, «в реальные дела социальная политика воплощается на городском, районном, муниципальном и корпоративном (уровне организаций) уровнях».
Основная часть. В Основном Законе КР нашли отражение идеи и принципы правового, демократического государства, среди которых важное место занимает положение о том, что «граждане КР осуществляют свою власть через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов КР».
Органы местного самоуправления предназначены прежде всего для решения социально-экономических вопросов муниципальных образований, что призвано обеспечить общегосударственные интересы в целом в сочетании с муниципальными интересами. В данном случае необходимо говорить о «согласованной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе сотрудничества, координации, взаимного учета интересов, гарантирующих стабильное и эффективное осуществление функций публичной власти по созданию на соответствующей территории достойных условий жизни и свободного развития человека».
В Конституции КР в ст. 4 в качестве одного из конституционных принципов государственной власти зафиксирован принцип разграничения полномочий и функций государственных органов и органов местного самоуправления. В правовой литературе «нет единства мнений по вопросу о том, чем органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти, ведающих вопросами местного управления, где именно проходит линия разграничения между ними», входит ли оно в систему государственного управления. Подчеркнем, что в ходе конституционной реформы в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации (далее — Конституция РФ) включены нормы о публичной власти и в ч. 3 ст. 132 открыто указано о вхождении органов местного самоуправления и органов государственной власти в единую систему публичной власти РФ.