Полномочия по изданию актов местной администрации
Аннотация
В статье исследуются муниципальные правовые акты, принимаемые в целях осуществления исполнительнораспорядительных полномочий. Проводится сравнение предписаний, регулирующих виды таких актов и порядок их принятия, установленных Федеральным законом от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Автором исследованы доктринальные положения по вопросу о делегировании полномочий главой местной администрации подчиненным ему должностным лицам, обобщена судебная практика. На основе выдвинутых теоретических тезисов сформулирован комплекс условий, которые следует закрепить в федеральном законодательстве и уставах муниципальных образований, с тем чтобы обеспечить законность деятельности местной администрации при принятии правовых актов и соблюдение интересов местного населения.
Ключевые слова
- местное самоуправление
- администрация муниципального образования
- глава местной администрации
- постановления местной администрации
- должностные лица местной администрации
- приказы и распоряжения должностных лиц
- муниципальный правовой акт
- нормативный правовой акт
- индивидуальный правовой акт
- исполнительно-распорядительные полномочия
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 06/2025 |
Страницы | 42-47 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-6-42-47 |
В перечень муниципальных правовых актов п. 4 ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ) включают постановления и распоряжения местной администрации, издаваемые главой местной администрации. Данная система охватывает также и правовые акты иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 5 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 33-ФЗ), которые издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям (ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 33-ФЗ). Отметим, что в соответствии с ч. 7 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) иные должностные лица местного самоуправления были уполномочены издавать приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
В рамках федеральных норм в муниципальных образованиях сложилось несколько моделей принятия правовых актов в целях осуществления исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности. Первый вариант, максимально соответствующий буквальному толкованию положений и Федерального закона № 33-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ, используется в муниципалитетах, где постановления и распоряжения администрации подписывает исключительно сам глава местной администрации; приказы и распоряжения иных должностных лиц зачастую либо вовсе не издаются (что типично для небольших поселений), либо принимаются только по внутриорганизационным вопросам деятельности администрации.
Для второго варианта характерно перепоручение главой местной администрации права на подписание некоторой части постановлений и распоряжений местной администрации своим заместителям, иным подчиненным ему служащим; и одновременно с этим отдельные должностные лица администрации уполномочиваются издавать собственные распоряжения и приказы для реализации возлагаемых на них полномочий. В большинстве случаев, в нарушение предписаний приведенных выше норм Федерального закона № 131-ФЗ, в уставах муниципальных образований отсутствовали перечни полномочий, по которым конкретные должностные лица вправе принимать правовые акты. Кроме того, «зачастую до жителей вовсе не доводятся сведения о том, кто из служащих и какие акты уполномочен принимать», что затрудняет реализацию и защиту гражданами и организациями своих прав.
Анализ постановлений местных администраций в Красноярском крае показал, что в некоторых муниципалитетах главы местных администраций перепоручают подчиненным им должностным лицам подписание практически всех актов.
В доктрине превалирует достаточно давно сложившаяся позиция о недопустимости, исходя из предписаний федерального законодательства, делегирования главой местной администрации полномочий по изданию постановлений и распоряжений администрации своим заместителям и иным подчиненным ему служащим. Поскольку глава администрации осуществляет руководство местной администрацией на принципах единоначалия (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 33-ФЗ, ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ), «подписание постановлений и распоряжений администрации иным лицом, помимо главы местной администрации, допускается только в тех случаях, когда глава местной администрации временно отсутствует и его полномочия возложены на его заместителя или иное лицо, определяемое уставом муниципального образования или в соответствии с уставом». По мнению О.Г. Селиховой, «образование в структуре местной администрации профильных комитетов, управлений, департаментов с правами юридического лица не означает наделение их статусом органа местного самоуправления и правом непосредственно осуществлять властные полномочия от имени администрации. Органы администрации выполняют вспомогательные функции, действуют в интересах обеспечения работы органов местного самоуправления, не вправе самостоятельно решать вопросы местного значения и принимать акты от имени местной администрации».