Регулирование информационного пространства в России: конституционно-правовые аспекты
Аннотация
В статье обращается внимание на то, что в условиях современной цифровизации особое значение приобретает защита информационного пространства от различных деструктивных явлений. Авторы отмечают, что регулирование и защита информационного пространства определены в числе приоритетных задач нашего государства, что напрямую вытекает из ряда положений Конституции РФ. Однако, считают они, эффективность регулирования и защиты не может быть обеспечена в необходимом объеме без создания соответствующего терминологического аппарата, в связи с чем ими предлагается ввести в правовой обиход ряд новых дефиниций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 06/2025 |
Страницы | 13-17 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-6-13-17 |
Информационное пространство знаний играет ключевую роль в осуществлении государственной политики России, так как оно напрямую связано с вопросами обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. Конституционно-правовые основы этих процессов приобрели особую актуальность в современных условиях, что обусловлено растущими угрозами в информационной сфере, включая распространение запрещенной, недостоверной, вредной или деструктивной информации.
Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) играет центральную роль в формировании правовой базы информационной безопасности. В соответствии со ст. 2 человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства. Это обязывает органы государственной власти обеспечивать защиту граждан от информационно-психологических угроз, включая негативное воздействие запрещенной и вредной информации, способной нарушить психическое здоровье, повлиять на общественное сознание и спровоцировать дестабилизацию общества.
Формирование глобального информационного пространства и активное развитие цифровой трансформации привели к возникновению ряда рисков, обусловленных негативным влиянием на общественные процессы в результате информационного воздействия.
Существенные изменения в области защиты информационного пространства знаний были закреплены в результате внесения поправок в Конституцию РФ (2020 г.). Так, в ч. 2 ст. 67 установлен приоритет защиты исторической памяти, а также определена необходимость противодействия искажению исторических фактов, что непосредственно связано с обеспечением информационной безопасности в части блокировки деструктивного контента и предотвращения идеологического воздействия, направленного на размывание российской идентичности.
В статье 29 Конституции РФ гарантируются свобода мысли и слова, а также право свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Но эта свобода имеет ограничения (ч. 4 ст. 29): запрещается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это позволяет рассматривать ограничения свободного распространения информации как средства обеспечения национальной безопасности и защиты конституционных прав граждан, предотвращая использование информационного воздействия в разрушительных целях.