Принцип социального партнерства: конституционно-правовое измерение
Аннотация
В статье проведена систематизация основных концепций социального партнерства с целью прояснения на основе междисциплинарного подхода юридической природы социального партнерства, предпринята попытка раскрыть содержание социального партнерства как конституционно-правовой категории.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 06/2025 |
Страницы | 6-12 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-6-6-12 |
Конституционно значимой в современном публичновластным образом организованном обществе становится проблема поиска и выработки «общего решения о виде и форме социального и экономического процесса» разными социальными группами, в том числе с несовпадающими социальными, экономическими, политическими и другими интересами. Такой масштабный запрос кристаллизируется в идею социального партнерства, которая приобретает сложный характер и может быть рассмотрена в виде системного регулятора, задающего стандарт социальных взаимодействий в разных сферах жизни социума.
Идея социального партнерства впервые была возведена в ранг конституционных в ходе масштабных реформ 2020 г. в ст. 75.1 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), наряду с другими чрезвычайно важными положениями об экономической, политической и социальной солидарности. Совокупность этих и других положений вышеупомянутой статьи Конституции РФ трансформирует прежнюю парадигму российской Конституции и по-новому рационализирует и стабилизирует российское общество и государство, гармонизируя социальные взаимодействия. Учитывая то, что конституция является политико-правовым документом, разделы которого находятся в системном органическом единстве, следует признать, что в настоящий момент расположение этих норм в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции России является не совсем удачным и не соответствующим их значимости социоэкономических основ жизни общества и государства. Положение о социальном партнерстве в числе других социоэкономических положений, направленных на лучшую организацию использования природных богатств в интересах общества, справедливое перераспределение доходов может войти в новую конституцию современности, о которой говорил В.Е. Чиркин, причем не только России, но и других стран. О том, что наступает время выбора государственно-экономической системы дальнейшего существования российского общества, в связи с чем назрела необходимость принятия новой российской конституции как фундамента будущего экономического, политического и идейного (идеологического) развития государства, общества, личности, говорит С.А. Авакьян.
Представляется, что конституционная идея социального партнерства должна занять полагающееся ей место в новой Конституции России, в разделе, посвященном основам конституционного строя, что может «привести к созданию новой конституционной модели, опирающейся на принципы, фундаментально отличные от западных принципов конституционного права», в том смысле, о котором писал французский конституционалист П. Жерар.
Вместе с тем появление конституционной категории «социальное партнерство», по мнению исследователей, является важным шагом к воссозданию российской цивилизационной идентичности, направлено на регулирование элементов коллективной идентичности и частичное возрождение традиционного российского/советского общества. По мнению В.Е. Чиркина, социальное партнерство представляет собой требование, которое должно быть обращено ко всем участникам социоэкономических отношений. Указанные оценки, касающиеся разных аспектов социального партнерства, отражают сложность и поливариантность данного феномена.