Дата публикации: 10.07.2025

Электронное голосование в Эстонской Республике: к вопросу о применении зарубежного опыта

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы трансформации процедуры голосования в цифровую среду посредством внедрения электронного голосования на всех уровнях выборов, а также на референдумах на примере Эстонской Республики — государства, которое смогло создать безопасную и надёжную экосистему. На основе сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства о выборах и практики его правоприменения определены основные направления для развития электронного голосования в других национальных юрисдикциях и, прежде всего, в России.




Цифровизация всё глубже проникает во все сферы жизни общества. Избирательное право не стало исключением, многие государства пытаются внедрить дистанционное электронное голосование при проведении выборов. В основном, система электронного голосования применяется при избрании выборных представителей, например депутатов в законодательные органы или при референдумах. Так, в Российской Федерации в 2020 г. при проведении всероссийского голосования за поправки к Конституции Российской Федерации в режиме пилотного проекта использовалось именно дистанционное электронное голосование. Однако появление процедуры голосования вне пределов избирательного участка (классического способа голосования) породило критику среди не только учёных-правоведов, но и обычных граждан. Чаще электронное голосование используется только для ограниченного круга граждан: дипломатов, военных или тех, кто проживает за границей. При этом на начало 2024 г. около 50 стран использует электронное голосование.

Государства, которые одними из первых в 2010-х гг. начали применять дистанционное электронное голосование, постепенно отказываются от данной системы, отдавая предпочтение классическому способу голосования. Например, в США всё меньше на разных уровнях выборов используется дистанционное голосование, так как есть большой риск воздействия на результаты через взломы информационных систем. Но среди государств-«первооткрывателей», на наш взгляд, есть модель успешной интеграции дистанционного электронного голосования в избирательный процесс. Так, Эстонская Республика (Эстония) – первое государство в мире, где на общенациональных выборах было введено электронное голосование.

В Эстонии можно проголосовать электронным способом с 2005 г. Но, если на тот момент доля электронных избирателей оставалась менее 2%, то в 2023 г. доля электронного голосования составила уже 51,2%. Эстония реализует концепцию электронного правительства, которая включает цифровизацию практически всех сфер жизни общества. Многие учёные и исследователи считают, что она смогла при минимальных ресурсах совершить цифровую трансформацию, фактически создав электронное государство – «электронная Эстония». Поэтому наиболее интересным представляется анализ опыта реализации электронного голосования в контексте проведения выборов как на местном, так и на общенациональном уровнях для использования положительного опыта в России.

Статья 57 Конституции Эстонской Республики наделяет активным избирательным правом граждан, достигших 18-летнего возраста. При этом содержание самого избирательного права регулируется уже эстонским отраслевым законодательством, а именно вопросам выборов посвящены: Закон о выборах в Рийгикогу от 12 июня 2002 г.; Закон о выборах в собрания местных самоуправлений от 27 марта 2002 г.; Закон о выборах в Европейский парламент от 18 декабря 2002 г. и Закон о выборах Президента Республики. Важно отметить, что электронное голосование в Эстонии может применяться не только в отношении выборов в органы власти, но и при проведении референдумов. Глава 7 прим. 1 Закона о референдумах посвящена регламентации процедуры электронного голосования. Несмотря на это, на данный момент невозможно оценить внедрение электронного голосования в институт референдума, так как последний референдум в Эстонии проходил в 2003 г., до появления соответствующих норм.

На примере Эстонии можно увидеть эволюцию синтеза цифровизации и национальной системы права. С появления в 2005 г. электронного голосования в Законе о выборах в парламент его правовому регулированию уделялось минимальное внимание, всего лишь одна статья закрепляла возможность голосования онлайн.

Список литературы

1. Борисов И.Б. Обеспечение электорального суверенитета во внешних отношениях / И.Б. Борисов // Гражданин. Выборы. Власть. 2024. № 2 (32). С. 88–103.
2. Липень С.В. Аспекты виртуализации политической жизни и виртуальное государство в современных юридических исследованиях / С.В. Липень // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 1 (134). С. 31–40.
3. Мармилова Е.П. О возможности голосования через интернет на всех уровнях выборов в Российской Федерации в 2020 году / Е.П. Мармилова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. № 3 (68). С. 124–130.
4. Мишуков В.О. Механизмы обеспечения баланса демократических принципов при проведении дистанционного электронного голосования / В.О. Мишуков // Современное право. 2024. № 6. С. 18–20.
5. Федоров В.И. Зарубежные платформы электронного голосования и риски утраты цифрового суверенитета государств / В.И. Федоров // Современное право. 2024. № 8. С. 16–18.

Остальные статьи