Презумпция согласия на трансплантацию органов и тканей человека: конституционно-правовой аспект
Аннотация
В статье рассматривается действующая в настоящее время правовая парадигма регулирования правоотношений в области трансплантации органов и тканей человека в части презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти либо так называемого не испрошенного согласия. На основе анализа национальных и международных норм права, а также этических норм, выявляются недостатки данной системы в условиях формирующегося нового многополярного миропорядка, денонсации Россией ряда международных соглашений. Сформулированы и обоснованы юридическая, теоретико-правовая и ятрогенная причины необходимости перехода к системе испрошенного согласия, предложено доктринальное понятие принципа испрошенного согласия на трансплантацию органов и тканей человека.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 07/2025 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-7-14-18 |
Вопросы обеспечения жизни и здоровья населения как высших ценностей общества и государства, особенно в спектре современных международных вызовов, являются перманентно актуальными, выходящими на новый уровень социальной значимости. С решением данных проблем связано в том числе появление и развитие ряда новых подотраслей медицинского права: биомедицинского, здравоохранительного, медицинской деонтологии, что даже привело к формированию такого направления, как бионейроконституционализм.
Несмотря на динамичное развитие новых отраслей права, им предстоит пройти долгий путь формирования структуры, принципов, методов исследования, поэтому в настоящее время все еще большой объем общественных отношений на стыке юриспруденции и медицины не имеют должного апробированного правового регулирования.
К числу таких правоотношений относятся условия и порядок трансплантации органов и тканей человека. Данная сфера имеет многогранный характер переплетающихся медицинских, этических и юридических аспектов, включая превентивные меры совершения ятрогенных преступлений, поскольку в ее основе лежат фундаментальные конституционный права, предусмотренные ст. 21, 41 Конституции РФ. Именно с этим связана необходимость обогащения и обобщения научных знаний для совершенствования законодательного регулирования этой сферы в интересах общества.
Всемирная организация здравоохранения на 63-й сессии всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2010 г. задекларировала два режима посмертного забора органов и тканей человека:
1. Режим явного согласия – клетки, ткани или органы могут быть изъяты у умершего человека, если он дал явное согласие на такое изъятие при жизни, т.е., так называемое «opting in».