Дата публикации: 10.07.2025

Государственное стимулирование разработки и производства высокотехнологичной продукции как фактор развития модели «умных территорий» в условиях цифровизации управления

Аннотация

Работа посвящена изучению роли государственных мер поддержки разработки и производства современных технологий для развития умных территорий в условиях цифровизации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. В статье описана специфика стимулирования разработки и производства высокотехнологичной продукции для разных моделей развития умных городов. Исследование затрагивает ключевые инструменты поддержки разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции в целях развития инфраструктуры умных городов. Классифицированы и проанализированы некоторые инструменты государственного управления в рассматриваемой области, определены барьеры их применения и предложены рекомендации по их совершенствованию для повышения эффективности цифровизации городского хозяйства в России.




Умный город – это комплексная система, включающая передовые решения в сфере городского планирования, энергетики, транспорта, экологии и общественной безопасности. Развитие цифровой платформы «Умный город» является одной из первостепенных задач в рамках достижения к 2030 г. «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Спрос на технологическое, информационное и материальное обеспечение развития умных городов ежегодно возрастает. Особую важность в современных условиях приобретает стимулирование развития отечественных технологий и производство высокотехнологичной продукции как один из способов реализации модели «умных территорий».

Органы власти на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований активно интегрируют элементы умного города в свою урбанистику. Тем не менее требуются новые подходы поддержки частного сектора, занимающегося разработкой и производством высокотехнологичной продукции в интересах развития умных городов. Цель данной работы – проанализировать существующие инструменты государственного управления в рассматриваемой области и предложить рекомендации по их совершенствованию для повышения эффективности цифровизации городского хозяйства в России.

Е.В. Попов и К.А. Семячков в своем исследовании предлагают авторский подход к классификации умных городов на основе определения моделей развития городской среды (см. табл. 1). Анализ каждого вида модели позволяет сделать вывод о том, что выбор инструментов стимулирования бизнеса к участию в развитии умных городов должен учитывать специфику реализуемой модели.

В рамках первой модели стимулирующие меры сводятся к повышению инвестиционной привлекательности отрасли, ослаблению регуляторных мер, формированию благоприятного делового климата и созданию инфраструктуры, необходимой для производства высокотехнологичной продукции (например, расширение сетей связи). Данная модель не получила широкого распространения в России ввиду высокой роли государства в цифровизации городского хозяйства.

Вторая модель характеризуется выстраиванием доверительных отношений между государством и бизнесом для достижения обоюдной выгоды. Стимулирование разработки и производства высокотехнологичной продукции проявляется в инициации и реализации совместных проектов. Тем не менее в рассматриваемой сфере модель непопулярна и характерна, скорее, для крупных инфраструктурных проектов, чем для разработки и производства.

Список литературы

1. Бабаян Л.К. Реализация городских проектов с использованием механизма муниципально-частного партнерства / Л.К. Бабаян // Самоуправление. 2023. № 3 (136). С. 2–5.
2. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35–45.
3. Концептуальные механизмы управления структурной модернизацией экономики Российской Федерации в условиях нарастающих рисков / С.Н. Сильвестров, В.В. Еремин, С.Б. Решетников [и др.] // Вестник Академии знаний. 2024. № 3 (62). С. 367–375.
4. Москвитина Е.И. Управление развитием региональной инновационной подсистемы: институционально-правовое обеспечение / Е.И. Москвитина // Вопросы российского и международного права. 2024. Т. 14. № 2–1. С. 191–201. DOI: 10.34670/AR.2024.98.11.043.
5. Панина О.В. Основные направления проекта цифровизации городского хозяйства в рамках концепции «умный город» / О.В. Панина // Самоуправление. 2020. Т. 2. № 1 (118). С. 311–313.
6. Попов Е.В. Семь приоритетов развития «умных» городов / Е.В. Попов, К.А. Семячков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 2 (383). С. 200–216.
7. Семячков К.А. Методы и инструменты публичного управления умным городом / К.А. Семячков // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 3. С. 1307–1326.
8. Цыганков С.С. Государственные закупки и инновационная политика в России: взгляд со стороны нарративной экономики / С.С. Цыганков, А.И. Маскаев, В.В. Вольчик // Russian Journal of Economics and Law. 2024. № 18 (1). С. 24–35.
9. Chiappinelli, O. Public procurement as an innovation policy: Where do we stand? / O. Chiappinelli, L.M. Giuffrida, G. Spagnolo // ZEW Discussion Papers. 2023. № 23–002.

Остальные статьи