Конституция, публичная власть и государственное единство России: научные идеи Б.С. Эбзеева в конституционном измерении
Аннотация
Цель. Проанализировать научный вклад профессора, доктора юридических наук Бориса Сафаровича Эбзеева в систематизацию и анализ ключевых аспектов роли Конституции Российской Федерации в правовом оформлении государственности, а также правовой природы и специфики отечественных институтов публичной власти. Рассмотреть гарантии единства Российской Федерации, как они представлены в научных трудах Б.С. Эбзеева. Установить данные аспекты через призму вневременной актуальности теоретических суждений и их правоприменимости в современных условиях, включая такие концептуальные элементы, как принцип федерализма, интерпретация суверенитета и основные принципы организации публичной власти. Методология: исследование проведено на основе комплекса общенаучных и специальных методов, в том числе на основе метода формальной логики, включая анализ, синтез, сравнение, системный подход. Основным теоретическим методом является диалектический метод, который позволяет объективно и всесторонне исследовать конституционно-правовые категории и институты публичной власти, их взаимосвязь и роль в государственном единстве России. Выводы. Анализируя авторскую концепцию единства политико-правового пространства России через призму конституционных установлений, приходим к выводу о ее ценности для дальнейшего развития науки конституционного права, совершенствования законодательных и властных механизмов, формирования парадигмы конституционного мышления. Научная и практическая значимость. Развитие, изучение, практическое воплощение идей Бориса Сафаровича Эбзеева будут способствовать, с одной стороны, развитию конституционной мысли в общетеоретическом ее понимании, а с другой стороны, укреплению конституционных основ Российского государства, обеспечению его единства и целостности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 06/2025 |
Страницы | 21-26 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-6-21-26 |
Профессиональная траектория выдающегося ученого-юриста Б.С. Эбзеева, его фундаментальный вклад в развитие теории и практики современного права характеризуются уникальным сочетанием высоких достижений в академической сфере, преподавании, а также масштабной практикой законотворческой деятельности, работой судьей Конституционного Суда Российской Федерации (далее – Конституционный Суд РФ), высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, членом ЦИК Российской Федерации, участием в важнейших политических процессах Российского государства. Сквозь призму этого значимого и многогранного опыта осмысление научных идей Б.С. Эбзеева о конституционно-правовых категориях и институтах публичной власти, их взаимосвязи и роли в государственном единстве Российской Федерации (далее– Россия, Российской государство) представляется весьма важным для дальнейшего развития науки государственного права, совершенствования законодательных и властных механизмов, формирования парадигмы конституционного мышления.
В научных трудах Бориса Сафаровича глубоко и последовательно анализируются конституционные положения, определяющие структуру и полномочия органов публичной власти, их роль в обеспечении единства государства, обосновано понимание власти как инструмента реализации конституционных принципов, исследуется влияние изменений конституционного законодательства на государственные процессы, сферу правовой действительности и обеспечение единства правового пространства.
Неоценимый вклад внесен Б.С. Эбзеевым в развитие теории конституции. Исследуя сущностные характеристики российской Конституции, ученый показывает фундаментальную связь конституции и государства, исходя из постулата, что Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) как основополагающий документ, «санкционирующий государственную деятельность, определяющий ее основные направления», а также юридически оформленное, легитимированное Основным Законом РФ Российское государство составляют определенное единство – «без учета конституционных характеристик целостная картина государственности невозможна». Б.С. Эбзеев констатирует, что Основной Закон 1993 г. прервал прежнюю традицию конституционной организации страны. Изменилось ценностно-смысловое ядро Конституции РФ и представляющие его универсалии. Само понятие Конституции РФ в части, касающейся ее принципов, было наполнено принципиально новым содержанием; из способа закрепления строя абсолютного государства с неограниченной властью она стала законом, закрепившим строй демократического социального правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина. Рассуждая о ключевой роли Конституции РФ 1993 г. на переломных этапах развития России, Б.С. Эбзеев объясняет, что Конституция РФ спасла Россию от хаотического распада и в этом ее «великое историческое значение».
Обосновывая концепцию единства политико-правового пространства России через призму конституционных установлений, Б.С. Эбзеев совершенно справедливо полагает, что конституция «умнее» своих создателей и именно ее функции обеспечивают государственную целостность: под конституцию постепенно подстраиваются те, кто должен и обязан наполнять ее конкретным содержанием в виде федеральных конституционных и федеральных законов. В этом плане Конституция РФ, а не только законодатели, выступает инициатором, двигателем и гарантией единого правового пространства на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь, целостность Российской Федерации обеспечивается конституционно закрепленными основополагающими принципами, выступающими в качестве фундаментальных правовых установок. Данные принципы обладают универсальной значимостью и в концентрированной форме аккумулируют права и обязанности всех субъектов федеративных правоотношений. Профессор Б.С. Эбзеев выделяет следующие из этих принципов: 1) принцип единства и целостности, который отражается в единстве территориального, а также политического, экономического и правового пространства России; 2) принцип федерализма; 3) принцип суверенности; 4) принцип единого и равного для Российской Федерации и всех ее субъектов стандарта прав и свобод человека и гражданина; 5) принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.