Организационно-правовые основы юридического образования в Бразилии
Аннотация
Цель. Анализ основных организационно-правовых инструментов, регулирующих юридическое образование в Бразилии, для выявления наиболее удачного зарубежного опыта и его возможного использования в рамках совершенствования сферы юридического образования в России. Методология: диалектика, анализ, синтез, индукция и дедукция, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический. Выводы. 1. При определенной автономности вузов в Бразилии на национальном уровне определяются основные направления развития и стандарты качества юридического образования, действует разветвленная система государственного контроля. 2. Существенную роль в определении векторов развития и реформирования юридического образования играет профессиональное сообщество. 3. Структура программы бакалавриата свидетельствует о сочетании теоретической и практической подготовки, широком использовании обучающихся для оказания общественно полезных юридических услуг, а также связи с работодателями. 4. Особое значение при реализации образовательных программ приобретает междисциплинарный подход, интеграция с другими областями знаний. 5. Академический потенциал вузов Бразилии, в частности в сфере международно-правовых дисциплин, может быть использован для развития международного сотрудничества с российскими коллегами. Научная и практическая значимость. Рассматриваются особенности правового регулирования сферы юридического образования в Бразилии, вопросы влияния на него профессионального сообщества, требования, предъявляемые к содержанию образовательной программы. Результаты исследования могут учитываться Минобрнауки России, образовательными организациями в рамках совершенствования системы юридического образования и развития сотрудничества с партнерами из Бразилии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 06/2025 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-6-3-7 |
В настоящее время осуществляется развитие сотрудничества в сфере высшего образования между российскими и бразильскими образовательными организациями. Очевидно, что дальнейшее развитие взаимодействия наших государств, в том числе в рамках БРИКС, повышает востребованность специалистов, обладающих подготовкой, позволяющей им свободно ориентироваться в правовых системах Бразилии и России. В данном контексте несомненный интерес представляет изучение системы юридического образования Бразилии, способствующее выявлению особенностей подготовки соответствующих кадров в данной стране, а также выявлению возможных точек взаимодействия с целью взаимного обмена опытом.
Система юридического образования в Бразилии в процессе своего исторического становления отражала приоритеты национального развития и актуальные политики соответствующего периода. С принятием новой Конституции в 1988 г. началось национальное движение за демократизацию бразильского образования и признание его социальных целей. Статья 6 Конституции 1988 г. закрепила ряд социальных прав, в том числе право на образование. В последние годы наблюдается тенденция расширения количества дисциплин, не только направленных на удовлетворение потребностей общества внутри страны, но и связанных с международным публичным и частным правом (международное право прав человека, международное торговое право, интеграционное право).
В Бразилии юридическое образование регулируется рядом нормативных актов, которые устанавливают стандарты, требования и процедуры в данной сфере.
Конституция Федеративной Республики Бразилия 1988 г. (в ред. 2024 г.) в ст. 205 подчеркивает право на образование и роль государства в его обеспечении. Ее ст. 207 устанавливает, что университеты пользуются научно-образовательной, административной, финансовой и управленческой автономией и будут соблюдать принцип неразрывности между обучением, исследованиями и распространением знаний.
Базовым актом, непосредственно регулирующим образование, в том числе юридическое, является Закон от 20 декабря 1996 г. № 9.394 (ред. от 12.11.2024), устанавливающий принципы и основы национального образования.