Дата публикации: 26.06.2025

Совершенствование правового регулирования использования цифрового профиля

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам внедрения информационных технологий в рамках развития цифровой экономики с акцентом на необходимость эффективного использования инновационных технологий для идентификации граждан. В условиях роста объема обрабатываемых данных и применения биометрических технологий возрастает сложность задач, связанных с идентификацией пользователей. Важным аспектом является соблюдение баланса между эффективностью, инновациями и правами граждан, а также требованиями информационной безопасности. В статье подчеркивается, что существующее правовое регулирование должно адаптироваться к быстро развивающимся технологиям, а использование регуляторных экспериментов может стать ключевым элементом в развитии правового регулирования цифровых технологий. В заключение акцентируется внимание на уровнях цифрового профиля и связанных с ними рисках для контроля граждан над своими данными.




Информационные технологии активно внедряются в повседневную жизнь, деятельность организаций и государственное управление, что требует эффективного регулирования использования инновационных технологий, обеспечивающих идентификацию субъектов. С развитием таких технологий, как алгоритмы машинного обучения, нейронные сети, центры обработки данных и др., а также в связи со значительным увеличением объема оперируемых пользователями данных возрастает и сложность задач, связанных с идентификацией участников информационных правоотношений. Так как современные тенденции в области государственного управления требуют баланса между эффективностью, инновациями и соблюдением этических норм и прав граждан, с одной стороны, а также требованиями информационной безопасности — с другой, то обеспечение функционирования инфраструктуры цифрового профиля, наряду с развитием платформ удаленной идентификации и других сервисов, становится одним из основных инфраструктурных проектов в сфере цифровых технологий и информационной безопасности. Создание цифровых профилей на основе достоверной информации из соответствующих информационных систем и баз данных является ключевым направлением в совершенствовании государственной политики и правовых основ идентификации.

В современных исследованиях категории цифрового профиля в юридической науке и правоприменении наблюдается отсутствие единого и четкого понимания данного понятия. Данная дефиниция встречается в отдельных нормативных правовых актах и законопроектах. Так, Постановление Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 710 «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах» упоминает разработку инфраструктуры цифрового профиля, а в рамках законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» цифровой профиль определяется как совокупность сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов. Однако рассмотренное определение не учитывает целевой характер формирования данных и их качественные характеристики, что приводит к неопределенности: фактически любая информация о лицах в таких системах может считаться цифровым профилем.

В целом в нормативных правовых актах, связанных с созданием цифрового профиля, содержатся определения, которые ограничивают данную дефиницию только информационными системами государственных органов, что вызывает вопросы о полноте и корректности рассмотренных ранее терминов.

На уровне федеральных органов исполнительной власти, в частности в методических рекомендациях Минцифры России, цифровой профиль определяется как совокупность цифровых записей о субъекте (в частности, юридическом лице), что также вызывает вопросы.

Е.В. Виноградова, Т.А. Полякова и А.В. Минбалеев полагают, что «цифровое профилирование представляет собой процесс сбора и анализа информации о человеке или организации, в том числе обращающейся в сети Интернет». Можно предположить, что цифровой профиль представляет собой сложную систему, формирование которой происходит через анализ данных из различных информационных систем и телекоммуникационных сетей. Цифровой профиль может рассматриваться как метапрофиль, который включает в себя ссылки на юридически значимые записи в электронных государственных реестрах.

Список литературы

1. Вайпан В.А. Источники цифрового права / В.А. Вайпан // Вестник арбитражной практики. 2024. № 1 (110). С. 3–29.
2. Виноградова Е.B. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации / Е.B. Виноградова, Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев // Правоприменение. 2021. № 5 (4). С. 5–19.
3. Игумнов В.В. Особенности правового института цифрового профилирования / В.В. Игумнов // Образование и право. 2024. № 3. С. 22–28.
4. Какохо Т.Г. Правовые основы единого цифрового профиля гражданина // Наука. Общество. Государство. 2023. Т. 11. № 3 (43). С. 80–90.
5. Морозова С.С. Особенности правового регулирования цифрового управления и безопасности в современной России / С.С. Морозова, Ю.Г. Смирнова // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т. 19. № 1. С. 123–132.
6. Мочалов А.Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности / А.Н. Мочалов // Lex Russica (Русский закон). 2021. Т. 74. № 9 (178). С. 88–101.
7. Остроушко А.В. Проблемы правового обеспечения процесса внедрения цифрового профиля гражданина / А.В. Остроушко // Юридические исследования. 2022. № 5. С. 34–47.
8. Сентебова П. Как работает социальный рейтинг в Китае / П. Сентебова // РБК Стиль. 2023. 5 октября.

Остальные статьи