Дата публикации: 26.06.2025

Правовая природа отношений в киберпространстве

Аннотация

В статье раскрыта авторская позиция по вопросу определения правовой природы отношений в киберпространстве, в частности: отношений, порождающих цифровые данные; отношений, позволяющих определять цифровую идентичность и связь с реальной личностью; отношений на основе смарт-контрактов с учетом их места в системе договорного права; отношений, связанных с системами искусственного интеллекта; отношений с применением виртуальной и дополненной реальностей; отношений на основе децентрализованных автономных организаций.




Киберпространство представляет уникальную социальную среду, обеспечивающую коммуникацию пользователей и реализацию различных проектов в экономических, политических, культурных, военных и других сферах. Это, в свою очередь, порождает специфические правоотношения, которые формируются в процессе такого взаимодействия и значительно отличаются от традиционных правоотношений. Для углубленного понимания правовой природы отношений, возникающих в виртуальной среде, необходимо учесть специфику «киберпространства».

Очевидно, что в киберпространстве устанавливаются правоотношения, которые выстраиваются на новом технологическом уровне. Это новый тип общественных отношений — виртуальные отношения. Человек — главная фигура этих отношений, и без него виртуальный мир не будет существовать. Можно утверждать, что правовая природа отношений в киберпространстве будет отличаться от традиционного понимания правовой природы отношений в реальном мире.

Дефиниция «правовая природа» используется в юридической науке для обозначения сущности правовых явлений, их характеристик и места в системе права. Этот термин помогает определить правовой режим объекта или явления права, а также механизмы правового регулирования.

Выдающиеся теоретики права, в частности С.С. Алексеев, рассматривали правовую природу как «внутреннюю юридическую сущность явлений, выражающуюся в их социальном качестве и назначении». В то время как Н.И. Матузов определял правовую природу как «совокупность социально-юридических свойств явления, обусловленных его объективной сущностью и местом в системе общественных отношений, регулируемых правом». В.В. Лазарев предполагал, что правовая природа объекта состоит в совокупности правовых признаков, характеризующих его сущность и определяющих его юридический статус.

Приведенные позиции российских исследователей свидетельствуют о неоднозначной оценке правовой природы отношений. В первом суждении упор делался на сущность явлений, во втором на свойства явлений и в третьем на правовых признаках объекта.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права : курс. В 2 томах. Т. 1. Москва : Юридическая литература, 1981. 361 с.
2. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы правового статуса личности в социалистическом обществе : монография / Н.И. Матузов. Саратов : Саратовский университет (СГУ), 1972. 293 с.
3. Общая теория права и государства : учебник / под редакцией В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ, 2001. 520 с.
4. Odumosu, D.O. Artificial Intelligence and Legal Personality: Any Rescue From Salomon v. Salomon? / D.O. Odumosu, S.T. Grace // IX International Conference on Complex Systems (Cambridge, USA July, 2018) / eds. by A.J. Morales. Cambridge, 2018. P. 122–132.

Остальные статьи