«Права и обязанности пользователей в цифровом пространстве» — тема для дискуссии
Аннотация
В статье предлагается дискуссионный материал, основанный на авторских суждениях о правах и обязанностях пользователей в цифровом пространстве, высказаны две точки зрения, основанные на диаметрально противоположных взглядах сторонников свободного Интернета (киберпанков) и последователей ужесточения позиции государства в регулировании отношений в виртуальном пространстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 06/2025 |
Страницы | 25-30 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-6-25-30 |
Стремительное развитие цифровых технологий и возрастающее значение в обществе цифровых услуг раскрывает новые аспекты цифрового взаимодействия, которое должно оптимизировать корреляцию, сохранить баланс между правами и обязанностями его участников. В этой связи возрастает роль государства не только как одного из генераторов прогресса в цифровом пространстве, но и как института, гарантирующего безопасность, справедливость и устойчивое развитие цифрового общества. Защищая свободы людей, оно должно достаточно четко формулировать права и обязанности всех заинтересованных сторон, осуществляющих коммуникацию в цифровой среде.
Очевидно, что в любом обществе, включая цифровое, у участников отношений складываются права и обязанности и, как говорил классик, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Однако специфика цифровой среды вносит свои коррективы, которые существенно меняют понимание прав и обязанностей пользователей в виртуальном пространстве. В качестве примера, подтверждающего неоднозначное толкование прав и обязанностей интернет-пользователей, разберем первые манифесты, определявшие мировоззренческую позицию участников интернет-отношений, а именно «Манифест киберпанка».
На просторах Интернета встречается две версии названного творения. Одна появилась в феврале 1997 г., и многие пользователи уверены, что в ее основу лег «Манифест хакера» — «A Hacker Manifesto», написанный Маккензи Уорк. Вторая версия увидела свет в январе 2003 г., и ее авторство приписывают Кристиану Кирчеву. Отличие от первой версии в том, что данном манифесте появился сюжет о новой расе «Нео-людей» — киберпанков.
Основной лейтмотив названных манифестов раскрывается в цитате: «Мы создаем мир, где каждый может быть кем угодно, если у него есть навыки и желание. Мы не признаем ваши ограничения, ваши законы, вашу власть над нами. Мы — легион, мы — никто, мы — все. Мы — будущее». Из содержания видно, что в отношении прав и обязанностей участников виртуальных отношений у авторов данного творения весьма своеобразное суждение.
Прежде всего, читателя эпатирует жесткая авторская позиция: «Мы хотим жить свободно и открыто, без вмешательства правительств и корпораций... Мы отвергаем любой контроль, навязанный извне». Эта фраза подчеркивает ключевую идею киберпанка — приоритет индивидуальной свободы и неприкосновенность личного пространства. Основная же обязанность киберпанка заключается в защите своих прав путем сопротивления любым попыткам ограничить личную свободу. Еще один нюанс названных манифестов состоит в том, что авторы не отрицают существования общих правил и обязательств, но настаивают на добровольном характере их соблюдения. Главное условие легитимности любого закона видится в согласии свободных индивидов, добровольно принимающих его нормы.