Злоупотребление правом на товарный знак и паразитарная конкуренция: критерии разграничения
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы злоупотребления правом на товарный знак и паразитарной конкуренции в контексте российского права. Автор анализирует правовые нормы, судебную практику и доктринальные подходы к разграничению данных явлений, предлагая критерии для их дифференциации. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 06/2025 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-6-21-24 |
Современная рыночная экономика характеризуется высокой степенью конкуренции, что обусловливает необходимость эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, включая товарные знаки. Однако наряду с добросовестным использованием товарных знаков встречаются случаи недобросовестного использования, которые подрывают основы рыночных отношений и нарушают права добросовестных участников.
Вопрос о соотношении понятий «злоупотребление правом» и «недобросовестная конкуренция» давно стал камнем преткновения для многих исследователей. Ученые до сих пор высказывают различные точки зрения и приводят новые аргументы в защиту своих позиций.
Всего существует четыре основных подхода к разграничению понятий «недобросовестная конкуренция» и «злоупотребление правом». Когда эти понятия синонимичны, когда злоупотребление правом представляет собой способ недобросовестной конкуренции, когда эти понятия никак не связаны между собой, когда они соприкасаются, но лишь в части.
Не ставя перед собой задачи разграничить эти понятия на доктринальном уровне, мы лишь отметим, что нам близка концепция того, что эти понятия никак между собой не связаны.
Более того, с точки зрения законодательной техники, приведенной в подп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ, применительно к институту товарных знаков, эти два понятия точно не тождественны.