Основания и пределы вмешательства судов по результатам рассмотрения ими административных дел в решение вопросов, отнесенных к компетенции органов публичной власти, выступающих ответчиками по данным делам
Аннотация
В статье на основе анализа положений действующего процессуального законодательства Российской Федерации об административном судопроизводстве и судебной практики их толкования и применения рассматриваются проблемы определения оснований и пределов вмешательства судов по результатам рассмотрения ими административных дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия органов публичной власти в решение вопросов, отнесенных к компетенции данных органов. Автором формулируются предложения по определению видов возможных правовосстановительных решений по указанным делам и условий их принятия судами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 06/2025 |
Страницы | 54-60 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-6-54-60 |
В соответствии с положениями ст. 10 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы этих ветвей государственной власти самостоятельны. Содержание данного конституционного принципа сводится к тому, что: 1) органы каждого из указанных видов наделяются собственной компетенцией, которую реализуют независимо от органов, входящих в иную ветвь государственной власти; 2) органы государственной власти одного вида не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти другого вида, осуществляемую в рамках их компетенции. Вместе с тем судебная власть занимает в системе ветвей государственной власти особое положение, которое обуславливается, во-первых, тем, что суды уполномочены и обязаны разрешать юридические споры, возникающие в процессе и по результатам деятельности органов законодательной и исполнительной власти, а во-вторых, тем, что суды уполномочены и обязаны защищать права и свободы физических лиц, права организаций, нарушенные решениями, действиями или бездействием органов законодательной и исполнительной власти. Такие функции и полномочия органов судебной власти вытекают из положений ст. 18, 46, 120 Конституции РФ. Данные конституционные нормы получили свое развитие и конкретизацию в федеральных конституционных законах, определяющих основы судебной системы Российской Федерации, правовой статус высших судебных органов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также в федеральных процессуальных кодексах, регулирующих в том числе правила рассмотрения административных дел. Выполнение судами указанных функций разрешения юридических споров и защиты нарушенных прав физических лиц и организаций предполагает не только возможность, но и необходимость их вмешательства в деятельность тех органов публичной власти, а также иных органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, которые выступают в качестве ответчиков по соответствующим административным делам. Полномочие суда на такое вмешательство прямо закреплено в ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, согласно которой «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Однако при этом, исходя из содержания конституционных принципов разделения властей, независимости местного самоуправления (ст. 10, 12 Конституции РФ), возникает весьма значимый и деликатный вопрос об основаниях и пределах такого судебного вмешательства в установленную соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами компетенцию органов законодательной, исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. В целях поиска ответа на данный вопрос проанализируем вначале положения глав 21–22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Изучение содержания глав 21–22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ показывает, что основанием для вмешательства суда в нормотворческую или правоприменительную деятельность органа публичной власти, иного органа, организации, наделенных публичными полномочиями (далее — публичные органы), может являться лишь установление судом в процессе судебного разбирательства совокупности двух фактов: 1) несоответствия оспариваемого правового акта, иного решения, действия или бездействия публичного органа закону, подзаконному нормативному правовому акту; 2) нарушения этим актом, решением, действием, бездействием прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя, иных лиц, незаконного возложения на них каких-либо обязанностей. При установлении указанной совокупности фактов суд вправе и обязан вмешаться в деятельность публичного органа, выступающего ответчиком по делу, в целях устранения выявленного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя, иных лиц и восстановления их нарушенного правового положения. Содержание такого судебного вмешательства в силу прямого указания норм глав 21–22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ может выражаться:
1) в признании недействующим полностью или в части оспоренного нормативного правового акта и при необходимости возложении на компетентный орган публичной власти обязанности принять новый нормативный правовой акт взамен признанного недействующим (ст. 215–216 КАС РФ);
2) в признании недействительным полностью или в части оспоренного ненормативного правового акта и возложении на публичный орган, выступающий в качестве ответчика по делу, обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ст. 201 АПК РФ);