Дата публикации: 19.06.2025

К вопросу об ограничении права на тайну связи при проведении административного расследования

Аннотация

Действующее законодательство не дает в полной мере достичь целей производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в КоАП РФ. Проблема состоит в отсутствии правовых механизмов, обеспечивающих возможность ограничения права на тайну связи при осуществлении производства по делу об административном правонарушении. На примере административного правонарушения против собственности совершенного с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, обосновывается необходимость внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Предложены два варианта решения существующего пробела — либо путем частичной криминализации мелкого хищения, либо путем внесения изменений в КоАП РФ и Федеральный закон «О связи».




Структурный анализ преступности в Российской Федерации демонстрирует, что доминирующее положение в общей совокупности зарегистрированных преступных деяний ежегодно занимает категория преступлений, посягающих на право собственности. Среди данной категории преступлений наиболее распространёнными являются кража и мошенничество, уголовная ответственность за совершение которых регламентируется, соответственно, ст. 158 и 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В рамках действующего законодательства Российской Федерации деяние, квалифицируемое как «мелкое хищение», может быть рассмотрено в качестве деликта, обладающего сходными признаками с кражей и мошенничеством, однако отличающегося меньшей степенью общественной опасности. Ответственность за совершение такого административного правонарушения предусмотрена ст. 7.27 КоАП РФ. Данная норма объединила в себе признаки преступлений, предусмотренных ст. 158, 159 и 160 УК РФ, и предусматривает ответственность за совершение хищения чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при условии отсутствия квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков соответствующих преступлений и причинения материального ущерба, не превышающего 2500 руб. Мелкое хищение остается одним из наиболее распространенных административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации. Согласно сведениям судебной статистики, в 2023 г. в Российской Федерации судами было рассмотрено 119 188 дел о «мелких хищениях», по 98 831 из которых лицо, в отношении которого велось производство, было подвергнуто наказанию.

Анализ динамики способов совершения правонарушений против собственности позволяет выдвинуть гипотезу о возрастании доли «мелких хищений», совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, в общем объеме регистрируемых деяний данной категории. Несмотря на ограничения, связанные с отсутствием исчерпывающих статистических данных, косвенные показатели в совокупности с констатируемым недостаточным уровнем готовности правоохранительных органов к противодействию рассматриваемым правонарушениям обусловливают необходимость углубленного изучения проблем правоприменения в данной области.

Одним из последних системных правовых актов в указанной области стала Концепция государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2024 г. № 4154-р. Выполнение задач, направленных на эффективное применение норм российского законодательства в сфере предотвращения противоправных действий и осуществление систематического мониторинга правовой практики, которая применяется в этой области, согласно положениям названной Концепции, является одной из функций реализуемых государственной системой с целью защиты государства, общества и граждан от противоправных деяний.

Помимо указанной Концепции, со стороны органов исполнительной власти предпринимаются и иные меры по защите населения от противоправных посягательств, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. 10 декабря 2024 г. по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Правительству РФ совместно с ФСБ России и МВД России было поручено разработать дополнительные меры по блокировке телефонных вызовов, осуществляемых с территорий Украины и других недружественных иностранных государств, а также представить предложения о повышении уровня идентификации абонентских номеров, используемых органами публичной власти и организациями при взаимодействии с гражданами Российской Федерации. В этой связи не вызывает сомнения обоснованность комплексного подхода в решении проблем, связанных с противоправным использованием новых технологий, что, в свою очередь, побуждает к рассмотрению неразрешенных до настоящего времени трудностей, возникающих у сотрудников правоохранительных органов на практике.

Список литературы

1. Изотова А.Н. Правовое регулирование тайны связи в информационном обществе / А.Н. Изотова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 4. С. 985–1004.
2. Семченков И.П. Признание общественной опасности конструктивным признаком понятия преступления методологически несостоятельно / И.П. Семченков // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (55). С. 41–44.
3. Сморчкова Л.Н. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях: поиск новых подходов / Л.Н. Сморчкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2019. Т. 19. № 4. С. 85–90.

Остальные статьи