К вопросу об ограничении права на тайну связи при проведении административного расследования
Аннотация
Действующее законодательство не дает в полной мере достичь целей производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в КоАП РФ. Проблема состоит в отсутствии правовых механизмов, обеспечивающих возможность ограничения права на тайну связи при осуществлении производства по делу об административном правонарушении. На примере административного правонарушения против собственности совершенного с использованием информационнотелекоммуникационных технологий, обосновывается необходимость внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Предложены два варианта решения существующего пробела — либо путем частичной криминализации мелкого хищения, либо путем внесения изменений в КоАП РФ и Федеральный закон «О связи».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 06/2025 |
Страницы | 49-53 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-6-49-53 |
Структурный анализ преступности в Российской Федерации демонстрирует, что доминирующее положение в общей совокупности зарегистрированных преступных деяний ежегодно занимает категория преступлений, посягающих на право собственности. Среди данной категории преступлений наиболее распространёнными являются кража и мошенничество, уголовная ответственность за совершение которых регламентируется, соответственно, ст. 158 и 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В рамках действующего законодательства Российской Федерации деяние, квалифицируемое как «мелкое хищение», может быть рассмотрено в качестве деликта, обладающего сходными признаками с кражей и мошенничеством, однако отличающегося меньшей степенью общественной опасности. Ответственность за совершение такого административного правонарушения предусмотрена ст. 7.27 КоАП РФ. Данная норма объединила в себе признаки преступлений, предусмотренных ст. 158, 159 и 160 УК РФ, и предусматривает ответственность за совершение хищения чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при условии отсутствия квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков соответствующих преступлений и причинения материального ущерба, не превышающего 2500 руб. Мелкое хищение остается одним из наиболее распространенных административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации. Согласно сведениям судебной статистики, в 2023 г. в Российской Федерации судами было рассмотрено 119 188 дел о «мелких хищениях», по 98 831 из которых лицо, в отношении которого велось производство, было подвергнуто наказанию.
Анализ динамики способов совершения правонарушений против собственности позволяет выдвинуть гипотезу о возрастании доли «мелких хищений», совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, в общем объеме регистрируемых деяний данной категории. Несмотря на ограничения, связанные с отсутствием исчерпывающих статистических данных, косвенные показатели в совокупности с констатируемым недостаточным уровнем готовности правоохранительных органов к противодействию рассматриваемым правонарушениям обусловливают необходимость углубленного изучения проблем правоприменения в данной области.
Одним из последних системных правовых актов в указанной области стала Концепция государственной системы противодействия противоправным деяниям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2024 г. № 4154-р. Выполнение задач, направленных на эффективное применение норм российского законодательства в сфере предотвращения противоправных действий и осуществление систематического мониторинга правовой практики, которая применяется в этой области, согласно положениям названной Концепции, является одной из функций реализуемых государственной системой с целью защиты государства, общества и граждан от противоправных деяний.
Помимо указанной Концепции, со стороны органов исполнительной власти предпринимаются и иные меры по защите населения от противоправных посягательств, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. 10 декабря 2024 г. по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Правительству РФ совместно с ФСБ России и МВД России было поручено разработать дополнительные меры по блокировке телефонных вызовов, осуществляемых с территорий Украины и других недружественных иностранных государств, а также представить предложения о повышении уровня идентификации абонентских номеров, используемых органами публичной власти и организациями при взаимодействии с гражданами Российской Федерации. В этой связи не вызывает сомнения обоснованность комплексного подхода в решении проблем, связанных с противоправным использованием новых технологий, что, в свою очередь, побуждает к рассмотрению неразрешенных до настоящего времени трудностей, возникающих у сотрудников правоохранительных органов на практике.