Дата публикации: 19.06.2025

Цели и принципы административно-правового регулирования в сфере страхования

Аннотация

В статья рассмотрены цели и принципы административно-правового регулирования в сфере страхования. Автор обращает внимание на специальные цели, обусловленные назначением страхования и ролью государственного регулирования в данной сфере. Особое внимание уделяется принципу сочетания публичных и частных интересов, а также принципу учета интересов слабой стороны. Рассматриваются межинституциональные и институциональные принципы на примерах институтов социального страхования и страхования ответственности.




Цели административно-правового регулирования страхования

Административно-правовое регулирование представляет собой форму управленческих отношений, направленную на целенаправленное воздействие на сферу административно-правовых отношений с использованием специальных средств и методов. Эта сфера характеризуется специфическими способами и средствами воздействия, а также наличием особой системы и механизмов управления. Важно подчеркнуть, что административно-правовой механизм регулирования не ограничивается исключительно сферой государственного управления, хотя в литературе часто встречается подход, согласно которому в административно-правовых отношениях обязательным субъектом выступает орган исполнительной власти. Такой подход является узким и не отражает всей сложности и многообразия административно-правовых отношений. Специфика административно-правового регулирования страхования позволяет также говорить о возможности наделения публичными полномочиями иных субъектов, к числу которых можно отнести Агентство по страхованию вкладов, финансового уполномоченного, саморегулируемые организации. Таким образом, рассматривая особенности административно-правового регулирования сферы страхования, стоит говорить о том, что участником отношений всегда будет являться субъект, наделенный публично-властными полномочиями, обладающий особым административно-правовым статусом, и не во всех случаях это государственный орган.

Несомненно, административно-правовое регулирование сферы страхования можно признать частным случаем административно-правового регулирования в целом. В связи с этим справедливо говорить о том, что цель административно-правового регулирования соотносима также и с регулированием сферы страхования. Вместе с тем справедливым, на наш взгляд, будет и утверждение, что административно-правовому регулированию в сфере страхования присущи особые специальные цели, обусловленные спецификой отношений.

В данном контексте целью административно-правового регулирования сферы страхования является обеспечение выполнения ряда конституционных обязанностей социального характера, возложенных на публичные органы, перед населением. Это включает создание системы взносов и страховых платежей, их перераспределение, формирование государственных фондов, контроль за их функционированием и нормативно-правовое регулирование отдельных видов обязательного социального страхования. Таким образом, реализация этой цели характерна для страховых отношений, где страховщиками выступают государственные фонды, представляющие интересы государства.

Однако реализация социальной функции страхования не ограничивается только созданием системы обязательного социального страхования. Необходимо учитывать, что одной из целей административно-правового регулирования сферы страхования является также обеспечение соблюдения прав потребителей страховых услуг. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 мая 2005 г. № 6-П, обосновывая необходимость функционирования института страхования гражданской ответственности, его существование обусловлено потребностью в защите прав потерпевших в условиях социального правового государства, где действуют рыночные механизмы. Обеспечение прав страхователей и выгодоприобретателей представляет собой комплекс правовых мер, включающих введение отдельных видов обязательного страхования, создание специализированных страховых и перестраховочных фондов, а также установление требований к публичности заключения определенных видов договоров страхования. В административно-правовом регулировании интересы страхователей обеспечиваются также путем привлечения страховщиков к административной ответственности. Как справедливо указал Конституционный Суд РФ в упомянутом Постановлении № 6-П от 2005 г., механизм административно-правовой ответственности страховщика способствует более строгому соблюдению им своих обязанностей и, следовательно, снижает вероятность нарушения прав участников страховых отношений. Помимо этого, этому способствует и лицензирование страховых организаций как один из механизмов контроля и надзора. Страховой надзор реализуется в целях повышения эффективности страхового дела, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения соблюдения страхового законодательства и защиты прав и законных интересов участников страховых отношений.

Список литературы

1. Бекузарова Ю.В. Соблюдение публичных и частных интересов в сфере страхования в аспекте реализации системы принципов законности / Ю.В. Бекузарова, А.С. Покачалова // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 3. С. 173–179.
2. Болтанова Е.С. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика : монография / Болтанова Е.С., Здоровцева А.А., Золотова О.А. Москва : Контракт, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 528 с.
3. Колесников Ю.А. Административно-правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации : автореферат диссертации доктора юридических наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ / Ю.А. Колесников. Москва, 2006. 43 с.
4. Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления / Н.М. Конин // Вестник СГЮА. 2012. № 2 (85). С. 159–163.
5. Косаренко Н.Н. Страховое право. Курс лекций : учебное пособие / Н.Н. Косаренко. 4-е изд., стер. Москва : Флинта, 2021. 310 с.
6. Краснов Ю.К. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический и судебной практики). В 2 книгах. Книга 2. 19-е изд., перераб. и доп. / Ю.К. Краснов, В.В. Надвикова, Л.М. Суетина [и др.]. Москва : Прометей, 2020. 850 с.
7. Лобода А.Е. Проблемы антимонопольного регулирования: административно-правовой аспект / А.Е. Лобода // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 48–53.
8. Покачалова Е.В. Страховой надзор как универсальный финансово-правовой институт предупреждения правонарушений в сфере страхования и организации страхового дела / Е.В. Покачалова, А.Ю. Рыбкова // Финансовое право. 2018. № 10. С. 11–16.
9. Попова Н.Ф. Административное право : учебник для вузов / Н.Ф. Попова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2025. 325 с.
10. Саидов З.А. Проблемы и перспективы административно-правового регулирования экономики / З.А. Саидов // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. № 4 (5). С. 21–28.
11. Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права / Г.А. Свердлык. Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 199 с.
12. Смоленский М.Б. Административное право : учебник / М.Б. Смоленский, Э.В. Дригола. Москва : КНОРУС, 2020. 320 с.

Остальные статьи