Конституционный принцип единства системы публичной власти и его реализация в законодательстве
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с содержанием конституционного принципа единства системы публичной власти, подчеркивается необходимость правового закрепления базовых положений, связанных с организационным и функциональным единством органов публичной власти как основных его содержательных характеристик, уделяется внимание взаимоотношениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в единой системе публичной власти, отмечаются особенности современного законодательства в части регулирования вопросов организации и компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимых для обеспечения единства публичного управления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 06/2025 |
Страницы | 25-31 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-6-25-31 |
Закрепленный в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) принцип единства системы публичной власти по-прежнему нуждается в более полном научном осмыслении его содержания, а также вариантов правовой регламентации механизмов и способов практической реализации. С одной стороны, сама констатация данного единства на уровне основного нормативного правового акта государства не вызывает возражений, поскольку оно обусловлено единым источником власти — многонациональным народом России; необходимо для обеспечения эффективного функционирования органов публичной власти; способствует их более тесному взаимодействию в достижении общих значимых для государства и общества целей и задач. С другой стороны, нередки ситуации, когда спорный характер предлагаемых в законодательные акты поправок объясняют именно необходимостью обеспечения единства системы публичной власти.
В этой связи следует подчеркнуть, что обеспечение единства системы публичной власти не должно противоречить иным, не менее важным ее конституционным принципам. Не отрицая наличия сложных правовых и организационных вопросов в обеспечении единства системы органов государственной власти, все же отметим, что в этой сфере противоречий не так уж много. К примеру, принцип разделения государственной власти компенсируется механизмом «сдержек и противовесов» между законодательными, исполнительными и судебными органами, что укрепляет ее единство. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий, заключающийся в установлении Конституцией РФ вопросов исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также в предоставлении субъектам РФ права вне этого перечня самостоятельно решать иные вопросы, являющиеся предметом их исключительного ведения, сбалансирован единой государственно значимой природой их компетенции, широким набором правовых возможностей, в том числе договорных, органов государственной власти в ряде случаев передавать полномочия с одного уровня на другой и др.
Вопросы обеспечения конституционного принципа единства в системе государственной власти получили правовое закрепление в принятых после 2020 г. федеральных конституционных законах, федеральных законах, иных нормативных правовых актах, регламентирующих статус органов государственной власти, иных государственных органов, их компетенцию, формы и методы работы.
Более сложным как в плане доктринального обоснования, так и законодательного воплощения является вопрос обеспечения единства органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вот что пишет по этому поводу Д.А. Авдеев: «На наш взгляд, единство публичной власти имеет ряд достоинств и преимуществ, так как преследует целенаправленное функционирование всех органов власти и управления. Однако при этом не должно быть сплошного государственного единообразия и подобия, а также чрезмерной централизации, выражающихся в строгой иерархичности органов, образующих единую систему публичной власти. Прежде всего речь идет о местном самоуправлении, которое должно сохранять исторические и иные местные традиции, которые органы государственной власти обязаны соблюдать и не вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления».
Конституционная реформа сохранила такие базовые конституционные принципы, как признание и гарантирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, его самостоятельность в решении вопросов местного значения и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что в новом федеральном законе о местном самоуправлении, призванном обеспечить более детальное правовое регулирование конституционных новелл о муниципальной власти, в том числе принципа единства системы публичной власти, нельзя допустить нарушений норм ст. 12 Конституции РФ. Это оказалось непростой задачей, поскольку как в научной среде, так и среди практиков сформировались разные точки зрения по поводу направлений реформирования местного самоуправления. В основном они сводятся к следующему.