Дата публикации: 19.06.2025

Конституционный принцип единства системы публичной власти и его реализация в законодательстве

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с содержанием конституционного принципа единства системы публичной власти, подчеркивается необходимость правового закрепления базовых положений, связанных с организационным и функциональным единством органов публичной власти как основных его содержательных характеристик, уделяется внимание взаимоотношениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в единой системе публичной власти, отмечаются особенности современного законодательства в части регулирования вопросов организации и компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимых для обеспечения единства публичного управления.




Закрепленный в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) принцип единства системы публичной власти по-прежнему нуждается в более полном научном осмыслении его содержания, а также вариантов правовой регламентации механизмов и способов практической реализации. С одной стороны, сама констатация данного единства на уровне основного нормативного правового акта государства не вызывает возражений, поскольку оно обусловлено единым источником власти — многонациональным народом России; необходимо для обеспечения эффективного функционирования органов публичной власти; способствует их более тесному взаимодействию в достижении общих значимых для государства и общества целей и задач. С другой стороны, нередки ситуации, когда спорный характер предлагаемых в законодательные акты поправок объясняют именно необходимостью обеспечения единства системы публичной власти.

В этой связи следует подчеркнуть, что обеспечение единства системы публичной власти не должно противоречить иным, не менее важным ее конституционным принципам. Не отрицая наличия сложных правовых и организационных вопросов в обеспечении единства системы органов государственной власти, все же отметим, что в этой сфере противоречий не так уж много. К примеру, принцип разделения государственной власти компенсируется механизмом «сдержек и противовесов» между законодательными, исполнительными и судебными органами, что укрепляет ее единство. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий, заключающийся в установлении Конституцией РФ вопросов исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также в предоставлении субъектам РФ права вне этого перечня самостоятельно решать иные вопросы, являющиеся предметом их исключительного ведения, сбалансирован единой государственно значимой природой их компетенции, широким набором правовых возможностей, в том числе договорных, органов государственной власти в ряде случаев передавать полномочия с одного уровня на другой и др.

Вопросы обеспечения конституционного принципа единства в системе государственной власти получили правовое закрепление в принятых после 2020 г. федеральных конституционных законах, федеральных законах, иных нормативных правовых актах, регламентирующих статус органов государственной власти, иных государственных органов, их компетенцию, формы и методы работы.

Более сложным как в плане доктринального обоснования, так и законодательного воплощения является вопрос обеспечения единства органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вот что пишет по этому поводу Д.А. Авдеев: «На наш взгляд, единство публичной власти имеет ряд достоинств и преимуществ, так как преследует целенаправленное функционирование всех органов власти и управления. Однако при этом не должно быть сплошного государственного единообразия и подобия, а также чрезмерной централизации, выражающихся в строгой иерархичности органов, образующих единую систему публичной власти. Прежде всего речь идет о местном самоуправлении, которое должно сохранять исторические и иные местные традиции, которые органы государственной власти обязаны соблюдать и не вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления».

Конституционная реформа сохранила такие базовые конституционные принципы, как признание и гарантирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, его самостоятельность в решении вопросов местного значения и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что в новом федеральном законе о местном самоуправлении, призванном обеспечить более детальное правовое регулирование конституционных новелл о муниципальной власти, в том числе принципа единства системы публичной власти, нельзя допустить нарушений норм ст. 12 Конституции РФ. Это оказалось непростой задачей, поскольку как в научной среде, так и среди практиков сформировались разные точки зрения по поводу направлений реформирования местного самоуправления. В основном они сводятся к следующему.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Стабильность Конституции и конституционные реформы: некоторые вопросы теории и практики / С.А. Авакьян // Конституционное право России: избранные статьи. 2010–2016. Махачкала : Изд-во ДГУ ; Москва : Проспект, 2016. 501 с.
2. Авдеев Д.А. Современная проблематика деятельности органов публичной власти в свете их легитимности / Д.А. Авдеев // Государство и право. 2021. № 7. С. 38–46.
3. Бялкина Т.М. Новая муниципальная реформа: изменение подходов к правовому регулированию компетенции местного самоуправления / Т.М. Бялкина // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8 (45). С. 1609–1614.
4. Зорькин В. Недостатки в Конституции можно устранить точечными изменениями / В. Зорькин / Российская газета. 2018. 9 октября.
5. Маркварт Э. К вопросу «О вопросах» или краткий анализ терминов и понятий, используемых в статьях 14–16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ / Э. Маркварт, О. Савранская // Муниципаль
6. Михеева Т.Н. Конституционная парадигма местного самоуправления в единой системе публичной власти / Т.Н. Михеева, Д.С. Михеев // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 12. С. 64–69.
7. Старилов Ю.Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы / Ю.Н. Старилов // Вестник ВГУ. Серия Право. 2020. № 1 (40). С. 20–31.
8. Тимофеев Н.С. К проблеме принципов и критериев выделения вопросов местного значения / Н.С. Тимофеев // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 15–21.
9. Чертков А. Публичная власть в обновленной Конституции. Тандему государственной и муниципальной властей необходим триумвират с властью гражданского общества / А. Чертков. URL: <a href="https://www.advgazeta.ru/mneniya/publichnaya-vlast-v-obnovlennoy-konstitutsii/" target="_blank">https://www.advgazeta.ru/mneniya/publichnaya-vlast-v-obnovlennoy-konstitutsii/</a>

Остальные статьи