Взаимодействие государства и гражданского общества в деле обеспечения национальной безопасности и реализации стратегических национальных приоритетов
Аннотация
Статья посвящена анализу государственно-общественных объединений как элемента политической системы и системы обеспечения национальной безопасности. Отмечается, что в современных условиях государственнообщественное партнерство востребовано и весьма перспективно, однако подвержено трансформации с учетом новых вызовов и угроз. Государственно-общественные объединения являются эффективной формой социального взаимодействия государства и гражданского общества в решении ключевых задач государственной политики в стратегических сферах, имеющих значение для сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей и обеспечения национальной безопасности. При этом указывается на несовершенство правового регулирования института государственно-общественного партнерства. Делается вывод о необходимости принятия специального закона об общественных организациях с участием государства, который должен учесть их особенности.
Ключевые слова
- национальная безопасность
- гражданское общество
- государственно-общественные объединения
- государственно-общественный диалог
- государственно-общественное партнерство
- государственная политика
- духовно-нравственные ценности
- военно-гражданские отношения
- сохранение исторической памяти
- патриотическое просвещение и воспитание
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2025 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/2221–3287-2025-2-29-34 |
Цели развития Российского государства, закрепленные в Указе Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», согласуются со стратегическими национальными приоритетами России, соблюдение которых невозможно без должного социального взаимодействия.
Сегодня в новых трансформирующихся условиях наблюдается тенденция к сближению общества и государства, усилению сотрудничества, партнерства и взаимодействия между государственными и общественными институтами, что в наибольшей степени способствует достижению стратегических целей и решению приоритетных задач.
При этом в основе построения гражданского общества лежит высокий уровень правового сознания и правовой культуры. Также важным аспектом зрелого гражданского общества является его внутренняя самоорганизация. Практикуется масса форм организации гражданского общества – общественные советы при органах публичной власти, общественные палаты, институты наблюдателей и присяжных заседателей, комиссии по помилованию, адвокатура, медиация, частные правоохранительные структуры, казачество, волонтерское движение, добровольческие военные формирования, частные военные (военно-охранные) компании. Исследователями отмечается значительное влияние некоммерческого сектора на реализацию государственной политики и построение гражданского общества.
Роль институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности на современном этапе подчеркивается и в стратегических государственных документах (например, в новой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 декабря 2024 г. № 1124). В соответствии с подп. 4 п. 5 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 (далее – Стратегия), обеспечение национальной безопасности заключается в реализации органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями комплекса мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности.
Между тем, как отмечается, «деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере» (п. 44 Стратегии).