Проблемы и вызовы технологий машинного обучения и искусственного интеллекта
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу правовых, социальных и этических вызовов, связанных с развитием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта (далее — ИИ). Автор рассматривает проблему отсутствия единого юридического определения ИИ, отмечая расхождения в национальных законодательных подходах (на примере США и России) и «проблему темпа» регламентации отношений, связанных с использованием ИИ. Особое внимание уделено рискам, связанным с угрозой кибербезопасности, замещением человеческого труда, этической дилеммой субъектности ИИ и социальными последствиями повсеместного внедрения технологии ИИ. Подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода к правовому регулированию, сочетающему «жесткие» законодательные меры с «мягкими» этическими рамками. На основе анализа современных тенденций (рост вычислительных мощностей, генеративный ИИ) предлагается пересмотр парадигмы правового регулирования с учетом баланса инноваций и защиты общественных интересов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2025 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/2221–3287-2025-2-21-24 |
Введение
С развитием инновационных технологий остро встает вопрос отношения к практическим результатам исследования цифровых систем, алгоритмов и интерпретируемого ими результата вычислений.
В современном мире развитие алгоритмических сетей, способных к машинному обучению, получило название «искусственный интеллект» (далее – ИИ), рассматриваемый с технической точки зрения как процесс машинного обучения по заданному алгоритму, а с точки зрения правовой квалификации как сложная система, способная имитировать мыслительный процесс наравне с человеческим мозгом. Так, к примеру, сегодня нейронные сети способны обучаться на основе своего прошлого опыта и оценивать получаемый результат по заданной алгоритмической функции.
Таким образом, под ИИ с технологической точки зрения понимается процесс машинного обучения, формируемый и происходящий по заданному алгоритму и направленный на выдачу результата обработки входных данных в результате математического анализа и дифференциации данных по уровню влияния их изменения на конечный результат обучения.
И если с точки зрения технологии понятие ИИ является более или менее определенным, то правовая наука до сих пор не имеет четкого подхода к его определению и квалификации.