Дата публикации: 19.06.2024

Индивидуалистическая идея самоуправления в теории представителей американской и европейской политико-правовой мысли анархизма

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу индивидуалистической концепции самоуправления в рамках политико-правового учения представителей американского и европейского анархизма. На основе анализа трудов Д. Уоррена, М. Штирнера и Б. Такера были осмыслены основные аспекты анархо-индивидуалистического учения о самоуправлении. Результаты работы включают в себя выявление общих черт американского и европейского анархо-индивидуализма, а также их особенностей. Рассмотрено происхождение концепции «суверенитета личности» и ее основных положений в рамках анархо-индивидуалистической мысли. Полученные результаты могут быть полезны для дальнейшего изучения анархистской теории и практики, а также для понимания исторических и современных аспектов политической мысли.




Актуальность изучения индивидуализма в рамках анархического учения неуклонно возрастает, ибо этот философский подход предоставляет уникальную перспективу для анализа современных вызовов, стоящих перед человечеством. Проблемы самоуправления, защиты прав и свобод личности, а также развития гражданского общества в современном мире становятся все более сложными. В условиях постоянных трансформаций в политической и социальной среде, рассмотрение идей, связанных с индивидуализмом и анархизмом, предоставляют важный интеллектуальный инструментарий для поиска ответов на современные вызовы в области прав человека, гражданских свобод и организации общества. Путем осмысленного анализа этих концепций можно выявить принципы и стратегии, способствующие созданию более справедливого и свободного общества в современном мире.

В политико-правовой философии анархизма коллективные и индивидуалистические интенции развивались параллельно друг другу, но при этом имели различные корни, основания и стратегии реализации. Европейский анархизм имел в своей основе коллективные элементы, вытекающие из социалистических и коммунистических учений, а также опыта Великой французской революции, стремясь к созданию общества на основе свободы, равенства и солидарности, преимущественно через реформацию общественных институтов самоуправления: коммун или общин. В то же время течение индивидуализма в анархизме получило свое широкое развитие в США, выстраиваясь по принципу, «который первые колонисты принесли из Англии: рожденному, испытанному, окрепшему в великой религиозной борьбе, этому принципу индивидуальной независимости и самоуправления коммун и провинций – self-government», подчеркивая приоритет свободы индивида, его независимости и освобождения от ограничений, считая, что источник свободы лежит в самостоятельности личности. Принцип автономии и самоуправления стал определяющим в политической жизни США, но он постоянно встречался с социально-политическими процессами централизации и усиления роли правительства в обществе. Этот напряженный диалог между принципами автономии и необходимостью централизации прослеживается от ратификации Конституции США и споров федералистов с антифедералистами до гражданской войны между Севером и Югом, а также крупного аболиционистского движения, призывавшего к освобождению и защите прав каждой личности. Противниками идеи централизации были и американские анархисты, которые «…во второй половине XIX в. продолжали ту же самую войну против самого радикального антагониста автономии – государства как такового», как когда-то боролись за свое право на самоуправление патриоты Америки.

Одним из первых теоретиков и практиков анархического учения в США был Джосайя Уоррен, чьи идеи опирались на критику современных ему капиталистических отношений, а также на критику проектов социал-утопистов, в частности коммуны «Новая гармония» Роберта Оуэна, в которой Уоррен принимал непосредственное участие. Во многом негативный опыт участия в социальном проекте Оуэна, построенного на принципе «коллективизма и интеллектуализма, сельской, промышленной и научно-творческой деятельности, производственного и территориального гражданского самоуправления», повлиял на переход американского анархиста к индивидуалистическому течению мысли. Коммунистическое самоуправление «Новой гармонии», предполагающее свободу мысли и возможность для каждого члена общины участвовать в управлении коммуной, приводила к ожесточенным дискуссиям, в результате которых невозможно было прийти к какому-то решению. Уоррен пишет, что «у нас была организация за организацией, конституция за конституцией, правила и положения только для того, чтобы отменить их и заменить другими только для того, чтобы в свою очередь быть отмененными. Большая часть нашего времени, днем и вечером, была потрачена на законодательство на общих собраниях или на детальные беседы, но плодами всего этого были только еще большее принуждение и сомнение в нашем конечном успехе. Наша уверенность постепенно уступила место беспокойству, особенно по мере того, как некоторые из самых умных стали уходить». Коммунистическое владение собственностью, как указывает Уоррен «…разрушает гармонию и дружбу…», приводя к разного рода конфликтам и обвинениям в недостаточности равного вклада в общее дело. Поэтому самоуправление равных членов общества при коммунизме, по опыту Уоррена, не решает принципиальных задач управления сообщества, а разлагается и приводит к организационной дестабилизации. Общество разделяется на группы, где одно объединение людей старается обрести власть над другим, а затем переходит к индивидуализму в своей крайней, не анархической форме, где происходит отрицание индивидуальности во всех остальных, а личность распространяет свою власть на все сообщество.

Список литературы

1. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М.А. Избранные труды / М.А. Бакунин. Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 160–220.
2. Белькович Р.Ю. Анархо-индивидуализм в США: парадоксы государственности в Новое время / Р.Ю. Белькович // Российский юридический журнал. 2010. № 4 (73). С. 41–46.
3. Кропоткин П.А. Отрывки из работы с критикой марксизма // Кропоткин П.А. Избранные труды / П.А. Кропоткин. Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 527–533.
4. Такер Б. Вместо книги. Написано человеком, слишком занятым, чтобы писать книгу / Б. Такер. Москва : Тип. А.П. Поплавского, 1908. 631 с.
5. Штирнер М. Единственный и его собственность / М. Штирнер. Харьков : Основа, 1994. 560 с.
6. Шубин А.В. Социализм. «Золотой век» теории / А.В. Шубин. Москва : Новое литературное обозрение, 2007. 744 с.
7. Эльцбахер П. Анархизм / П. Эльцбахер. Санкт-Петербург : Тип. Спб. акц. общ. «Слово», 1906. 327 с.
8. Tucker B. Should Labor be Paid or Not? / B. Tucker // Liberty. 1888. Vol. 5. № 19. URL: <a href="http://www.readliberty.org/liberty/5/19" target="_blank">http://www.readliberty.org/liberty/5/19</a> (date of access: 04.12.2023).
9. Warren J. Communism – the way it worked / J. Warren // Woodhull and Claflin's Weekly. 1872. Vol. 4. Iss. 23. P. 5.
10. Warren J. True Civilization / J. Warren. Boston, 1863. 184 p.
11. Warren J. Showing the Practical Applications of the Principles of «Equity» / J. Warren // Long Island. 1857. Vol. 1. Iss. 6. P. 81–95.

Остальные статьи