Индивидуалистическая идея самоуправления в теории представителей американской и европейской политико-правовой мысли анархизма
Аннотация
Данное исследование посвящено анализу индивидуалистической концепции самоуправления в рамках политико-правового учения представителей американского и европейского анархизма. На основе анализа трудов Д. Уоррена, М. Штирнера и Б. Такера были осмыслены основные аспекты анархо-индивидуалистического учения о самоуправлении. Результаты работы включают в себя выявление общих черт американского и европейского анархо-индивидуализма, а также их особенностей. Рассмотрено происхождение концепции «суверенитета личности» и ее основных положений в рамках анархо-индивидуалистической мысли. Полученные результаты могут быть полезны для дальнейшего изучения анархистской теории и практики, а также для понимания исторических и современных аспектов политической мысли.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2025 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/2221–3287-2025-2-13-16 |
Актуальность изучения индивидуализма в рамках анархического учения неуклонно возрастает, ибо этот философский подход предоставляет уникальную перспективу для анализа современных вызовов, стоящих перед человечеством. Проблемы самоуправления, защиты прав и свобод личности, а также развития гражданского общества в современном мире становятся все более сложными. В условиях постоянных трансформаций в политической и социальной среде, рассмотрение идей, связанных с индивидуализмом и анархизмом, предоставляют важный интеллектуальный инструментарий для поиска ответов на современные вызовы в области прав человека, гражданских свобод и организации общества. Путем осмысленного анализа этих концепций можно выявить принципы и стратегии, способствующие созданию более справедливого и свободного общества в современном мире.
В политико-правовой философии анархизма коллективные и индивидуалистические интенции развивались параллельно друг другу, но при этом имели различные корни, основания и стратегии реализации. Европейский анархизм имел в своей основе коллективные элементы, вытекающие из социалистических и коммунистических учений, а также опыта Великой французской революции, стремясь к созданию общества на основе свободы, равенства и солидарности, преимущественно через реформацию общественных институтов самоуправления: коммун или общин. В то же время течение индивидуализма в анархизме получило свое широкое развитие в США, выстраиваясь по принципу, «который первые колонисты принесли из Англии: рожденному, испытанному, окрепшему в великой религиозной борьбе, этому принципу индивидуальной независимости и самоуправления коммун и провинций – self-government», подчеркивая приоритет свободы индивида, его независимости и освобождения от ограничений, считая, что источник свободы лежит в самостоятельности личности. Принцип автономии и самоуправления стал определяющим в политической жизни США, но он постоянно встречался с социально-политическими процессами централизации и усиления роли правительства в обществе. Этот напряженный диалог между принципами автономии и необходимостью централизации прослеживается от ратификации Конституции США и споров федералистов с антифедералистами до гражданской войны между Севером и Югом, а также крупного аболиционистского движения, призывавшего к освобождению и защите прав каждой личности. Противниками идеи централизации были и американские анархисты, которые «…во второй половине XIX в. продолжали ту же самую войну против самого радикального антагониста автономии – государства как такового», как когда-то боролись за свое право на самоуправление патриоты Америки.
Одним из первых теоретиков и практиков анархического учения в США был Джосайя Уоррен, чьи идеи опирались на критику современных ему капиталистических отношений, а также на критику проектов социал-утопистов, в частности коммуны «Новая гармония» Роберта Оуэна, в которой Уоррен принимал непосредственное участие. Во многом негативный опыт участия в социальном проекте Оуэна, построенного на принципе «коллективизма и интеллектуализма, сельской, промышленной и научно-творческой деятельности, производственного и территориального гражданского самоуправления», повлиял на переход американского анархиста к индивидуалистическому течению мысли. Коммунистическое самоуправление «Новой гармонии», предполагающее свободу мысли и возможность для каждого члена общины участвовать в управлении коммуной, приводила к ожесточенным дискуссиям, в результате которых невозможно было прийти к какому-то решению. Уоррен пишет, что «у нас была организация за организацией, конституция за конституцией, правила и положения только для того, чтобы отменить их и заменить другими только для того, чтобы в свою очередь быть отмененными. Большая часть нашего времени, днем и вечером, была потрачена на законодательство на общих собраниях или на детальные беседы, но плодами всего этого были только еще большее принуждение и сомнение в нашем конечном успехе. Наша уверенность постепенно уступила место беспокойству, особенно по мере того, как некоторые из самых умных стали уходить». Коммунистическое владение собственностью, как указывает Уоррен «…разрушает гармонию и дружбу…», приводя к разного рода конфликтам и обвинениям в недостаточности равного вклада в общее дело. Поэтому самоуправление равных членов общества при коммунизме, по опыту Уоррена, не решает принципиальных задач управления сообщества, а разлагается и приводит к организационной дестабилизации. Общество разделяется на группы, где одно объединение людей старается обрести власть над другим, а затем переходит к индивидуализму в своей крайней, не анархической форме, где происходит отрицание индивидуальности во всех остальных, а личность распространяет свою власть на все сообщество.