Дата публикации: 19.06.2024

Этапы развития института общественного контроля в Российской Федерации

Аннотация

Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу этапов развития института общественного контроля в Российской Федерации. В работе обосновано, что данный институт гражданского общества прошел в своем развитии 6 этапов.




Вопросы организации и функционирования института общественного контроля широко исследуются в работах В.С. Бялта, Е.Е. Никитиной, Н.С. Рыболовлевой, И.Ю. Чеботаревой и многих других авторов. Важное значение в анализе практики функционирования данного института гражданского общества играют и посвященные современным проблемам организации и деятельности института общественного контроля работы таких авторов, как, например, В.В. Гриб, А.М. Кононов, А.Л. Петелин, Г.Н. Чеботарев, а также многих иных. Однако доля научных работ, затрагивающих проблематику периодизации этапов развития данного института гражданского общества в Российской Федерации, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только формализация и анализ вышеназванных проблем, но и разработка, а также обоснование, системы мероприятий по разрешению данных проблем.

Институт общественного контроля в Российской Федерации хоть и был формализован в российской правовой системе сравнительно недавно, но успел зарекомендовать себя, с одной стороны, в качестве наиболее мощного института гражданского общества в стране, а с другой стороны, в качестве важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты как конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, так и всей системы прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации и многочисленных общественных объединений.

Отчасти это обусловлено тем обстоятельством, что наша страна уже имела опыт формализации в правовой системе института народного контроля власти, который с перерывами функционировал практически весь период существования СССР (и РСФСР – как его союзной республики). При этом, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях, несмотря на значительную критику данного института советского гражданского общества, он показал определенную живучесть и эффективность, особенно – в части контроля за советскими предприятиями, учреждениями и организациями, а также низовыми органами публичного управления, в ходе проведения мероприятий которого были выявлены многочисленные хищения государственного и общественного имущества, а также нарушения социалистического законодательства.

Однако считать институт общественного контроля в Российской Федерации преемником института народного контроля власти нельзя, так как у них имеется ряд коренных отличий, которые и послужили реальной причиной ликвидации института народного контроля власти еще в поздний период существования СССР (1990–1991 гг.).

В числе вышеназванных отличий можно назвать: закрепление самого института народного контроля на высшем уровне (в союзной и республиканских конституциях), а не только на уровне законов; более демократический характер формирования органов народного контроля (особенно – на низовом уровне); наличие у них системы реальных полномочий (вплоть до возможности применения штрафов и временного отстранения от работы должностных лиц, например, советских предприятий и организаций).

Список литературы

1. Гриб В.В. Проблемы и тенденции развития правовых основ об общественном контроле: пять лет спустя / В.В. Гриб // Российская юстиция. 2019. № 9. С. 2–6.
2. Кононов А.М. О некоторых актуальных проблемах совершенствования общественного контроля в Российской Федерации / А.М. Кононов // Административное право и процесс. 2023. № 2. С. 18–21.
3. Никитина Е.Е. Правовая природа общественного контроля и подходы к его регулированию в Российской Федерации / Е.Е. Никитина // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 4. С. 22–36.
4. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации / В.В. Гончаров, А.В. Чешин, О.В. Грищенко [и др.] // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222).
5. Петелин А.Л. Проблемы взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти / А.Л. Петелин // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 11. С. 53–55.
6. Рыболовлева Н.С. О правовом обеспечении организации общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел / Н.С. Рыболовлева // Алтайский юридический вестник. 2021. № 1 (33). С. 17–21.
7. Чеботарев Г.Н. Взаимно ответственное партнерство государства и общества / Г.Н. Чеботарев // Государство и право. 2019. № 10. С. 26–34.

Остальные статьи