Этапы развития института общественного контроля в Российской Федерации
Аннотация
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу этапов развития института общественного контроля в Российской Федерации. В работе обосновано, что данный институт гражданского общества прошел в своем развитии 6 этапов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2025 |
Страницы | 8-12 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2025-2-8-12 |
Вопросы организации и функционирования института общественного контроля широко исследуются в работах В.С. Бялта, Е.Е. Никитиной, Н.С. Рыболовлевой, И.Ю. Чеботаревой и многих других авторов. Важное значение в анализе практики функционирования данного института гражданского общества играют и посвященные современным проблемам организации и деятельности института общественного контроля работы таких авторов, как, например, В.В. Гриб, А.М. Кононов, А.Л. Петелин, Г.Н. Чеботарев, а также многих иных. Однако доля научных работ, затрагивающих проблематику периодизации этапов развития данного института гражданского общества в Российской Федерации, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только формализация и анализ вышеназванных проблем, но и разработка, а также обоснование, системы мероприятий по разрешению данных проблем.
Институт общественного контроля в Российской Федерации хоть и был формализован в российской правовой системе сравнительно недавно, но успел зарекомендовать себя, с одной стороны, в качестве наиболее мощного института гражданского общества в стране, а с другой стороны, в качестве важнейшей юридической гарантии реализации, охраны и защиты как конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, так и всей системы прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации и многочисленных общественных объединений.
Отчасти это обусловлено тем обстоятельством, что наша страна уже имела опыт формализации в правовой системе института народного контроля власти, который с перерывами функционировал практически весь период существования СССР (и РСФСР – как его союзной республики). При этом, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях, несмотря на значительную критику данного института советского гражданского общества, он показал определенную живучесть и эффективность, особенно – в части контроля за советскими предприятиями, учреждениями и организациями, а также низовыми органами публичного управления, в ходе проведения мероприятий которого были выявлены многочисленные хищения государственного и общественного имущества, а также нарушения социалистического законодательства.
Однако считать институт общественного контроля в Российской Федерации преемником института народного контроля власти нельзя, так как у них имеется ряд коренных отличий, которые и послужили реальной причиной ликвидации института народного контроля власти еще в поздний период существования СССР (1990–1991 гг.).
В числе вышеназванных отличий можно назвать: закрепление самого института народного контроля на высшем уровне (в союзной и республиканских конституциях), а не только на уровне законов; более демократический характер формирования органов народного контроля (особенно – на низовом уровне); наличие у них системы реальных полномочий (вплоть до возможности применения штрафов и временного отстранения от работы должностных лиц, например, советских предприятий и организаций).