Деятельность общественных инспекторов по охране окружающей среды как форма управления эколого-правовыми рисками: проблемы и перспективы
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу института общественных инспекторов по охране окружающей среды в Российской Федерации. Рассмотрена краткая история становления данного института в отечественных правовых реалиях, приведен анализ профильной нормативной базы, выявлены особенности правового статуса данных субъектов, определены их правомочия, влияющие на управление эколого-правовыми рисками. Раскрыта суть дефектов правового регулирования в соответствующей сфере, приведены рекомендации по их устранению.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2025 |
Страницы | 5-8 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2025-2-5-8 |
Ухудшение состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов представляет собой устойчивую тенденцию как в Российской Федерации, так и в мире. Увеличение темпов антропогенного воздействия, совершенствование промышленных технологий, рост объемов потребления способствовали тому, что парадигма отношений «человек – природа – общество» подверглась значимым коррективам. В качестве отдельной составляющей безопасности появилась экологическая безопасность, обеспечение которой формирует не только высокое качество окружающей среды, но и создает необходимые условия для жизни человека в этой среде.
С темой экологической безопасности тесно связана проблема эколого-правовых рисков. Риск, являясь параметром вероятности, предусматривающим отклонение от заданной цели субъекта риск-ориентированной модели поведения, может оказывать деструктивное воздействие на спектр отношений, находящихся на стыке экологии и права. Полное искоренение рисков невозможно, поскольку праву как социальному феномену свойственна неопределенность. Каждое решение, принимаемое в среде неопределенности, нацелено на результат, который также может достигаться с помощью риска и быть социально полезным, ввиду чего исключительно рискофобская оценка риска не соответствует действительности. Поэтому важное значение приобретает управление рисками, основанное на грамотном и рациональном использовании средств правового регулирования.
Однако для того, чтобы управление в принципе было возможным, следует опираться на инструментарий по выявлению рисков, оценке их детерминант, разработке стратегии по минимизации их деструктивного влияния. Характер экологических проблем и, как следствие, характер эколого-правовых рисков предопределяются их воздействием не только на органы государственной власти и местного самоуправления, но также и на иных представителей социума. В связи с этим возникает вопрос о роли гражданского общества в процессе управления рисками эколого-правового характера. Одной из форм такой деятельности является деятельность общественных инспекторов в области охраны окружающей среды в рамках общественного экологического контроля.
Институт общественного контроля в области охраны окружающей среды в нашей стране впервые появился в 1960 г. с принятием профильного Закона РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР». До этого момента вся общественная деятельность в области экологии формально не подчинялась государству. Документ предусматривал, что общественные инспекции создавались на базе местных отделений общества по охране природы, а цель их работы была сопряжена с обеспечением помощи профильным государственным органам. Таким образом, были положены основы единоначалию в области общественного экологического контроля.
Современный Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) также содержит в себе схожий институт. Статьей 68.2 данного акта предусмотрено, что граждане при соблюдении ряда условий могут получить статус общественного инспектора. В числе критериев к лицу, претендующему на звание инспектора, имеются требования об отсутствии административных взысканий за совершение правонарушений в отношении экологии, статуса иностранного агента и т.п. Более того, будущий инспектор должен подтвердить свою квалификацию путем сдачи профильного экзамена. Овладение теорией проверяется по содержанию нормативно-правовых актов эколого-правовой направленности. Общественный экологический контроль может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Инспекторы имеют право образовывать инспекции для координации своей деятельности. Интересен тот факт, что ранее применявшийся Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР» не предусматривал индивидуальную общественно-инспекторскую деятельность.