Теоретические и практические аспекты квалификации преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 191.1 и ст. 260 УК РФ
Аннотация
В статье представлены результаты анализа приговоров по делам о незаконных рубках лесных насаждений, а также о приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины. Сформулированы основные проблемы квалификации преступлений, совершаемых в сфере лесопользования, и предложены пути их преодоления. Описаны ситуации, когда противоправные деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 191.1 и ст. 260 УК РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 06/2025 |
Страницы | 30-34 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-6-30-34 |
В материалах судебно-следственной практики находят отражение различные подходы к квалификации незаконных рубок лесных насаждений в случаях, связанных с наличием в действиях привлекаемых к уголовной ответственности лиц дополнительных эпизодов преступной деятельности, в частности ст. 191.1 УК РФ «Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины». Наличие указанной статьи в Уголовном кодексе РФ обуславливает необходимость обращать внимание следователями, в производстве которых находятся материалы проверок и уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ, на все действия, совершаемые с лесными насаждениями, производимые лицами с момента фактической незаконной рубки (непосредственного отделения ствола от корня) до момента сбыта незаконно заготовленной древесины или принятия лицом решения оставить ее для использования в личных целях; а также на действия лиц, которые, предположительно, были осведомлены о незаконности происхождения древесины.
На сегодняшний день органы предварительного следствия в достаточной мере не обеспечены разъяснениями о применении вышеуказанной статьи, в связи с чем отсутствует понимание того, может ли указанный состав инкриминироваться лицу самостоятельно, без привлечения к уголовной ответственности по незаконной рубке лесных насаждений; отсутствует четкий подход к отграничению аналогичных действий, выполняемых в рамках объективной стороны преступления по ст. 260 УК РФ и по ст. 191.1 УК РФ, и необходимо ли квалифицировать последующие действия с лесными насаждениями (древесиной) лица, совершившего незаконную рубку.
К примеру, «…рубкой лесных насаждений является валка (спиливание, срубание, срезание, т.е. отделение различными способами ствола дерева от корня) и иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов)». Вместе с тем в содержании диспозиции ст. 191.1 УК РФ указаны следующие действия: «Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере».
При условии, что незаконная рубка лицом производится в крупном размере в целях последующего сбыта, у правоприменителя возникает вопрос о действиях лица, связанных с хранением и переработкой незаконно вырубленной древесины, а именно: необходима ли дополнительная квалификация по ст. 191.1 УК РФ и каким образом отграничить вышеуказанные составы преступлений.
Рассмотрим две взаимоисключающие позиции судов: