35 лет образования лабораторной службы таможенных органов России
Аннотация
За последние 35 лет экспертно-криминалистическая служба ФТС РФ росла, развивалась и адаптировалась под цели таможенной службы и достигла высоких результатов. Усложнение таможенной деятельности требует дальнейшей эволюции Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ), как региональной таможенной лаборатории Всемирной таможенной организации (ВТамО). Рассмотрены возможные тренды на смартизацию деятельности ЦЭКТУ и внедрение методик исследования смарт-товаров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 02/2025 |
Страницы | 32-35 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2025-2-32-35 |
Настоящая статья посвящена 35-летию лабораторно-экспертной службы ФТС РФ, которая была образована в виде Центральной таможенной лаборатории (ЦТЛ) Государственного таможенного комитета России (ГТК РФ) в 1990 г. В 1999 г. на конкурсной основе на должность третьего начальника ЦТЛ был назначен начальник Западно-Сибирской региональной таможенной лаборатории (ЗСРТЛ) А.В. Нестеров, которому пришлось принять участие в реорганизации ЦТЛ в Главную таможенную лабораторию (ГТЛ) в 2000 г. и ГТЛ — в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) ГТК РФ в 2002 г., и который стал первым ее начальником и подготовил монографию, посвященную достижениям таможенно-лабораторной службы России и основным направлениям ее развития.
Столь бурное развитие лабораторного учреждения ГТК РФ и его преобразование в экспертно-криминалистическое подразделение определяется административной реформой и дискуссией по поводу выбора организационно-правового статуса лабораторной службы в виде государственного учреждения (лаборатории) или подразделения ГТК РФ.
Отметим, что фактически структура ЦЭКТУ базируется на лабораторных подразделениях, в которых в основном выполняются (проводятся, производятся) количественные исследования в рамках таможенных и/или судебных экспертиз в таможенно-юрисдикционных целях. Поэтому организация выполнения исследовательских операций (исследований) в рамках экспертиз еще подразумевает организационные и/или юрисдикционные операции, которые должны быть установлены приказами ФТС РФ.
Особенностью исследований в рамках экспертиз в юрисдикционных целях является то, что заключения таможенных экспертов носят прагматический характер, так как их выводы могут выступать в качестве экспертных доказательств, поэтому должны носить категорический характер, и имеют отношение только к определенной таможенно-юрисдикционной ситуации. Подчеркнем, такие исследования не являются ни научными, ни практическими, но должны быть выполнены в соответствии с утвержденными приказами ЦЭКТУ ФТС РФ методиками, могущими состоять как минимум из одной научно обоснованной методической процедуры, подтвержденной апробацией (валидацией), и иметь публичный характер.
Данные соображения подтверждаются тем, что ЦЭКТУ получило ранг региональной таможенной лаборатории ВТамОи с настоящего года должно формировать публичную анкету по внедрению лучших практик со статистическими сведениями по результатам ее деятельности. Это подразумевает, что заключения таможенных экспертов Российской Федерации будут признаваться членами ВТамО. Наверное, такая анкета будет доступна правоведам и товароведам на сайте ЦЭКТУ для ее анализа с целью предложения научно обоснованных рекомендаций для дальнейшего совершенствования деятельности экспертно-криминалистической службы.