Административно-правовое регулирование взимания таможенных платежей: особенности администрирования и применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, проблемы и направления совершенствования
Аннотация
В статье проводится анализ административно-правового регулирования взимания таможенных платежей. Рассмотрены особенности администрирования и применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей. Помимо этого, анализируется судебная практика в данной сфере. Выявлены проблемы и предложены направления совершенствования обеспечения уплаты таможенных платежей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Таможенное дело № 02/2025 |
Страницы | 12-18 |
DOI | 10.18572/2071-1220-2025-2-12-18 |
Согласно международным соглашениям и нормам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим таможенные вопросы, таможенные органы России обладают полномочиями для выполнения контроля и надзора в области таможенного дела и административной деятельности. Эти полномочия необходимы для эффективного выполнения возложенных на них задач. Одной из ключевых функций таможенных органов является финансовый контроль. Таможенные органы играют важную роль в пополнении бюджета страны, обеспечивая около половины доходов. Это происходит благодаря их фискальной функции — сбору таможенных платежей. В связи с этим особенно в текущей международной экономической ситуации становится крайне важным эффективно и правильно организовать процесс взимания этих платежей в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Правовое регулирование в области таможенных платежей, одной из важнейших функций таможенных органов, нуждается в дальнейшем совершенствовании и учете современных научных подходов. Одним из ключевых недостатков действующего законодательства является нечеткость определения понятия «таможенные платежи». В то же время таможенные платежи представляют собой законодательно установленную систему сборов, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров через границу, с целью защиты внутреннего рынка и формирования доходной части бюджета. Такие ученые, как Н.И. Землянская, О.Ю. Бакаева, И.С. Набирушкина, предлагают рассматривать таможенные платежи как фактор развития экономического потенциала государства и внешнеторговой деятельности.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) обеспечивает стабильное поступление таможенных платежей в федеральный бюджет, благодаря системной работе и постоянному совершенствованию администрирования этих платежей. ФТС России непрерывно реформирует таможенное администрирование.
Изменения в правилах уплаты и взимания таможенных платежей, которые планируется внести в таможенное законодательство РФ, должны быть тесно связаны с общей административно-правовой реформой, проводимой в России, и являться ее частью. В Таможенном кодексе РФ 1993 г. понятие «таможенные платежи» не раскрывалось, а ограничивалось простым перечислением их составляющих: пошлины, налоги, сборы и акцизы. Ситуация не изменилась и с вступлением в силу в 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), введенного в действие Федеральным законом № 317-ФЗ от 14 ноября 2017 г. на основе Договора, подписанного 11 апреля 2017 г. Отсутствие четкого определения таможенных платежей в действующем законодательстве является существенным упущением.
Законодатель не закрепил данный термин, вопрос об определении понятия «таможенные платежи» продолжает исследоваться в правовой литературе.