Дата публикации: 19.06.2025

Особенности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров

Аннотация

В статье проанализированы проблемы, связанные с подтверждением отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость сделки вывозимых товаров. Сделаны выводы, что в качестве источников ценовой информации являются данные информационно-ценовых агентств, биржевые котировки. Обоснована необходимость совершенствования правил подтверждения отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость сделки на базе лучших практик налогового контроля. Предложено предусмотреть в законодательстве возможность доказывания заявленной величины таможенной стоимости путем предоставления в таможенные органы данных информационно-ценовых агентств, биржевых котировок, а также документов и сведений о стоимости сделки с вывозимыми товарами на зарубежном рынке с покупателем, который не является взаимосвязанным с продавцом лицом.




В настоящее время функционирование организаций, осуществляющих свою деятельность в области внешней торговли товарами, связано со значительным количеством рисков, которые сопровождают осуществляемые поставки продукции. Эти риски ввиду применяемых санкций со стороны недружественных стран приводят к трансформации каналов перемещения не только товаров, но и денежных средств. К ним отечественные компании успешно адаптируются, увеличивая издержки ведения бизнеса.

Однако большую обеспокоенность у участников внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день вызывают таможенные риски, сопряженные с определением таможенной стоимости и ее возможной корректировкой с последующим доначислением платежей и пеней таможенными органами Российской Федерации.

Особая актуальность обозначенной проблемы подчеркивается необходимостью выполнения в 2024 г. Федеральной таможенной службой Российской Федерации (далее — ФТС России) прогнозного значения по перечислению денежных средств в федеральный бюджет в размере 7,4 трлн руб. (+14% относительно значения 2023 г.) в условиях проведенного налогового маневра в нефтяной отрасли, по результатам которого установлены нулевые ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и некоторые категории товаров, выработанных из нефти, и снижения объемов экспортируемого газа вследствие совершенных терактов на трубопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2». В этих условиях должностными лицами таможенных органов принимаются меры по доначислению таможенных платежей посредством увеличения таможенной стоимости как перемещаемых через границу товаров, так и товаров, которые были ранее ввезены на территорию Евразийского экономического союза. При этом ключевыми инструментами для такого увеличения основы исчисления таможенных платежей в 2022–2024 гг. стали дивиденды и лицензионные платежи.

Следует отметить, что вопросы включения в таможенную стоимость лицензионных платежей начали активно обсуждаться после опубликованного Счетной палатой РФ отчета, в котором были представлены результаты проверки полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет за период 2018–2020 гг. Так, было установлено, что участники внешнеэкономической деятельности не включили в структуру таможенной стоимости лицензионные платежи, занизив тем самым объем подлежащих перечислению в бюджет пошлин и налогов на сумму 98,5 млрд руб. Таким образом, для государства «одним из наиболее существенных рисков, возникающих при ввозе и таможенном оформлении товаров, отнесенных к объектам интеллектуальной собственности, является невключение в структуру таможенной стоимости лицензионных платежей и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно должен произвести покупатель».

Кроме того, в опубликованном отчете было указано на недостаточность принимаемых мер со стороны ФТС России для сокращения негативной судебной практики по вопросам включения лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости. Таким образом, результаты представленного отчета способствовали тому, что существенно изменился подход должностных лиц таможенных органов к процессу доказывания необходимости корректировки сведений, указанных в декларации на товары. Следствием произошедшего изменения стало то, что количество дел, рассмотренных судами не в пользу таможенных органов, начало сокращаться, и на текущий момент сформировалась негативная правоприменительная практика для участников внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

1. Левинская А. ФТС взыскала с российского H&M более ₽3 млрд по делу о неуплате пошлин / А. Левинская, Н. Анисимова // РБК. 2021. 10 февраля.

Остальные статьи