Охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена как зона с особыми условиями использования территорий
Аннотация
В работе рассмотрены проблемы действующего правового регулирования охранных зон объектов инфраструктуры метрополитена. На основе анализа актуальных и отмененных правовых норм федеральных и московских нормативных правовых актов, а также нормативно-технических документов сделан вывод об отсутствии прямого и непротиворечивого нормативно-правового регулирования вопроса осуществления хозяйственной деятельности, в том числе строительства, на территориях, непосредственно примыкающих к объектам инфраструктуры метрополитена, а также представлены пути исключения выявленных противоречий в целях обеспечения и поддержания баланса прав публичных образований и хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 06/2025 |
Страницы | 66-78 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-6-66-78 |
Законодательство Российской Федерации не раскрывает понятия зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ). В п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) под ЗОУИТ понимаются санитарно-защитные, охранные, водоохранные зоны и иные зоны, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полный перечень видов ЗОУИТ приведен в ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). То есть вместо определения существенных признаков, которые могли бы отличить такое явление, как ЗОУИТ, от других законодательство не содержит, а просто перечисляет их.
В юридической литературе предприняты попытки определения понятия ЗОУИТ, например, И.Ю. Башаева определяет ЗОУИТ как участок земли или водной поверхности, в границах которых действует особый правовой режим в виде системы ограничений и запретов в использовании земельных участков и (или) водных объектов. Н.В. Ершова и М.А. Белгородцева определяют ЗОУИТ как участки, на которых действует специальный правовой режим и установлены определенные ограничения, например, ограничения по строительству на таких участках объектов недвижимости и по их эксплуатации. А.А. Воронцова и Н.М. Заславская утверждают, что согласно действующему законодательству ЗОУИТ – это территория, имеющая особый правовой режим, установленный для определенных целей, который, в свою очередь, устанавливает ограничения использования земельных участков, расположенных в границах такой ЗОУИТ, при этом ограничения распространяются, в том числе, на надземную и подземную часть таких земельных участков, если иное не предусмотрено водным и воздушным законодательством, а также законами о недрах.
Безопасная эксплуатация объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, исходя из положений п. 1 ст. 104 ЗК РФ, является одной из целей установления ЗОУИТ.
Охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена ранее числилась в перечне ЗОУИТ ст. 105 ЗК РФ (под п. 27). Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 485-ФЗ) исключил п. 27 из видов ЗОУИТ, в связи с чем такая ЗОУИТ, как охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена, перестала существовать с 31 декабря 2024 г. (прим.: дата вступления в силу Закона № 485-ФЗ).
Стоит отметить, что метрополитен относится к объектам внеуличного транспорта и квалифицируется как особо опасный и технически сложный объект (п. 8 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ), при строительстве и эксплуатации которого необходимо выполнять требования СП 120.13330.2022 «Метрополитены. СНиП 32-02-2003» (далее – СП 120.13330.2022), в частности, необходимо обеспечить: