К вопросу о проблемах правовой регламентации взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации с Корпорацией «МСП» при реализации мероприятий по содействию развития малого и среднего предпринимательства. Выделяются четыре основных направления взаимодействия Корпорации «МСП», а также приводятся наиболее удачные и результативные практики таких регионов. Отмечается, что для достижения реальных результатов необходима детальная комплексная проработка стимулирующего режима регионального правового режима поддержки МСП.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 06/2025 |
Страницы | 44-54 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-6-44-54 |
Поддержка малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) имеет не только важный для государства экономический эффект, но и политический, социальный и даже культурный. Необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики в области развития МСП очевидна, при этом важнейшая роль в данном процессе отведена именно нормативному правовому регулированию. Важнейшей задачей государства внутри данного механизма является выстраивание эффективной системы взаимодействия участников данного процесса, среди которых по объему своих полномочий заметно выделяются органы власти субъектов Российской Федерации, а также институты развития МСП.
Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (далее – Корпорация) является институтом развития в указанной сфере и координирует деятельность участников национальной гарантийной системы. Ее правовое положение определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который устанавливает специальный правовой режим поддержки отрасли. Одной из важнейших ее функций является ведение единого реестра организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП (далее – организации инфраструктуры) и также обеспечение информационного взаимодействия с органами публичной власти, иными организациями.
Г.Ф. Ручкина отмечает, что одной из значимых государственных задач в сфере развития МСП является создание инфраструктуры поддержки. Притом в данный механизм должны быть включены как публичные, так и частные субъекты. Также следует согласиться с Н.С. Ермоловым в том, что вопрос обеспечения взаимодействия всех заинтересованных субъектов, включения субъектов МСП в механизмы получения поддержки является одним из центральных.
В рамках взаимодействия Корпорации с субъектами Российской Федерации ей предоставлены полномочия по организации и проведению мониторинга осуществления органами власти и организациями инфраструктуры мер государственной поддержки субъектов МСП, оценки соответствия проектов планов государственных закупок, а также полномочия по заключению с органами власти соглашений, предусматривающих реализацию мер по развитию МСП. Во многих регионах Российской Федерации на законодательном уровне определен орган, координирующий вопросы развития МСП и, соответственно, направляющий в Корпорацию необходимые сведения.
Из новостных материалов Корпорации, а также официальных сайтов региональных органов власти известно о заключении соответствующих соглашений. Однако официальные тексты таких соглашений, как правило, недоступны, что затрудняет оценку эффективности взаимодействия, в том числе определение обязательств сторон. Также отсутствует и типовая форма такого соглашения на официальном сайте Корпорации. Тем не менее возможно предположить, что регионы все же заключают по большей части типовые соглашения. В связи с чем представляется необходимым обратиться к соглашениям регионов Российской Федерации, которые находятся в открытом доступе.