О соотношении терминов «экспериментальный правовой режим» и «правовой эксперимент»
Аннотация
В фокусе настоящей статьи — анализ соотношения категорий «экспериментальный правовой режим» и «правовой эксперимент». Автор исследовал легальное определение «экспериментальный правовой режим», отметил существенные характеристики данной дефиниции и обосновал необходимость внесения изменений в понятие «экспериментальный правовой режим». Также рассмотрены доктринальные подходы к содержанию термина «правовой эксперимент». Анализируя указанные вопросы, автор делает вывод о том, что экспериментальный правовой режим и правовой эксперимент являются методами преобразования нормативного правового регулирования. При этом отмечается, что правовой эксперимент организуется в рамках компетентного правотворческого органа, а экспериментальный правовой режим функционирует в рамках действия нормативного правового акта. Результатом работы является ряд заключений теоретического характера о соотношении понятий «экспериментальный правовой режим» и «правовой эксперимент».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 06/2025 |
Страницы | 34-43 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-6-34-43 |
Последние несколько лет развитие правовой системы России характеризуется динамичным внедрением правовых экспериментов в регулирование предпринимательской деятельности. Применение правовых экспериментов в предпринимательской деятельности стало возможно с принятием ряда нормативных правовых актов. Основу в экспериментальном нормотворчестве заложили Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательных требованиях) и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее – Закон об экспериментальных правовых режимах).
В юридической общественности активно обсуждаются вопросы о понятии «экспериментальный правовой режим», (далее – ЭПР), основных характеристиках ЭПР, целях введения ЭПР. Не менее актуальным, на наш взгляд, является вопрос о соотношении терминов ЭПР и «правовой эксперимент».
Как справедливо отмечает П.Е. Егоров, провести различие между этими определениями важно, поскольку сегодня именно они используются в процессах модернизации и адаптации законодательства к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Чтобы обеспечить их эффективное применение, крайне важно четко разграничивать эти понятия, поскольку каждое из них имеет свои цели, методы реализации, а также последствия для правоприменительной практики и общества в целом.
Прежде чем анализировать данные дефиниции, необходимо определить, представлены ли они в действующем законодательстве. Отметим, что на законодательном уровне дано лишь определение ЭПР, что касается понятия «правовой эксперимент», то при его исследовании необходимо будет опираться на доктрину в связи с отсутствием его легального закрепления.
Вначале рассмотрим понятие ЭПР и выявим его существенные характеристики. Так, согласно ст. 13 Закона об обязательных требованиях ЭПР состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории, в том числе в полном или частичном отказе от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности.