Дата публикации: 19.06.2025

Вехи институционализации партийно-политического представительства в 2001–2024 гг.

Аннотация

В статье анализируется опыт становления системы партийно-политического представительства в Российской Федерации, выделяются основные исторические события и правовые решения, оказавшие воздействие на формирование избирательной системы в стране в 2001–2024 гг.




Будучи неотъемлемой частью российской политической системы, система партийно-политического представительства развивается прогрессивно, быстро, динамично и содержательно. Ключевыми вехами ее развития стало принятие Федерального закона «О политических партиях» (2001), посвященного регламентации статуса и деятельности политических партий, и двух одноименных федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002), по сути, выполнявших роль базовых нормативных актов организации выборов и референдумов на всех уровнях публичной власти. За более чем 20-летний период с момента их принятия в них внесено значительное количество поправок, однако все эти годы «идеологический заряд», по сути, оставался неизменным: построение суверенной, устойчивой к угрозам и вызовам, эффективно функционирующей системы политического представительства, обеспечивающей возможность полноценной реализации избирательных прав участников электорального процесса. Ключевым исходным условием здесь выступает создание институциональной основы партийно-политического представительства.

Понятие институционализации в настоящее время получило всестороннее развитие в политической науке. Ряд российских исследователей, в том числе С.Е. Заславский, выделяют в этом процессе две стороны: правовую институционализацию (процесс формирования государством нормативных типов деятельности политических партий) и политическую (процесс структурно-функционального становления и развития политических партий в качестве обладающего собственными системными качествами политического института). В рамках такого подхода создание институциональной основы партийно-политического представительства представляет собой процесс, в котором наиболее значимыми являются четыре составляющие: 1) определение статуса политической партии, требований к их численности, масштабу деятельности, основам внутреннего устройства; 2) создание равных условий для всех участников выборов в сочетании с процедурными преференциями и мерами государственной поддержки для партий, подтвердивших наличие поддержки по итогам предыдущих избирательных кампаний; 3) обеспечение комплекса мер по обеспечению политической идентичности и электоральному участию партий в выборах; 4) поддержка конкурентного характера партийной системы, недопущение монополизации, защита результата и обеспечение устойчивого характера партийной системы в ходе избирательной кампании, по итогам выборов и в межвыборный период.

Ключевым условием прочной системы партийно-политического представительства является наличие сильных политических партий, имеющих ресурсную базу и обладающих поддержкой граждан.

Безусловно, нельзя сказать, что тренд на институционализацию партийно-политического представительства в избирательном процессе не был выражен в 1990-е годы, когда политические партии получили возможность участия в выборах депутатов Государственной Думы, сначала на основании Указа Президента России в 1993 г., а затем принятого в 1995 г. Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Однако в период 1993–2001 гг. предоставление политическим партиям возможности участия в выборах сочеталось с размытостью материально-правовых критериев, определяющих статус политических партий: право избирательного объединения наряду с политическими партиями до 1998 г. могли получить любые общероссийские общественные объединения, предусмотревшие в своем уставе возможность участия в выборах посредством выдвижения кандидатов и списков кандидатов. Поправки, внесенные в 1998 г. в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», закрепили статус политических общественных объединений. В частности, в ст. 12.1 политическим общественным объединением признавалось общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны были быть закреплены: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; участие в организации и деятельности указанных органов.

Список литературы

1. Заславский С.Е. Политические партии России : Процесс правовой институционализации : автореферат диссертации доктора юридических наук / С.Е. Заславский. Москва, 2004. 48 с.

Остальные статьи