Практика применения машиночитаемого кода (OR-кода) в России и зарубежных странах
Аннотация
В статье изучается практика применения QR-кода или машиночитаемого кода, который стал одним из инструментов цифровой эпохи и используется как в России, так и в ряде зарубежных стран при организации и проведении выборов. Автор отмечает разнообразие направлений использования QR-кода в избирательном процессе и указывает на наличие некоторых правовых проблем, которые тем не менее не могут рассматриваться как препятствие для дальнейшего внедрения данной технологии в избирательный процесс, а анализ исследуемого зарубежного опыта может быть учтен в целях предотвращения возникновения аналогичных противоречий при организации и проведении выборов в России.
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2025 |
Страницы | 31-33 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2025-2-31-33 |
Выборы являются основой представительной демократии. В целях безопасности и поддержания демократии вероятность технической манипуляции результатами выборов должна быть принципиально ограничена. Пользуясь преимуществами цифровой эпохи, предпринимаются попытки внедрить цифровые технологии для голосования в целях снижения затрат, быстроты подсчета голосов, повышения явки избирателей. Наряду с этим постоянно поднимается вопрос о возможности манипулирования с их помощью результатами выборов. Действительно, честность выборов с использованием компьютеров и компьютерных сетей может контролироваться лишь небольшим числом экспертов, обладающих соответствующими техническими познаниями, таким образом, любое новшество, связанное с внедрением в избирательный процесс современных технологических разработок, вызывает справедливое опасение у правоведов, насколько новые технологии соотносятся с установленными законодательством требованиями по соблюдению и защите избирательных прав граждан.
Quick Response Code («код быстрого доступа», «быстрый доступ») представляет собой двумерную структуру, в нем можно записывать до 7 089 цифр и 4 296 символов в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для быстрого и простого получения информации до и во время выборов избирателям достаточного отсканировать код с помощью камеры смартфона. Именно этим он обязан своей популярности, в отличие от штрихкода, умещавшего лишь 20–30 букв и цифр и для чтения которого нужны специальное оборудование и программное обеспечение. Конкретно эту задачу при замене штрихкода должно было решить изобретение Масахиро Хара в 1994 г.: QR-код, продвинутая версия линейного штрихкода, мгновенно распознается под любым углом и считывается, даже если треть его поверхности повреждена.
Пионерами в применении данной технологии при организации и проведении выборов в 2014 г. стали Великобритания и Южная Корея, затем и другие страны, в том числе Россия (с 2017 г.), внедрили эту технологию в избирательный процесс.
Существует множество способов использования QR-кодов, например, избирательные комиссии размещают их на плакатах, листовках или почтовых рассылках, чтобы направлять людей к интернет-ресурсам, связанным с голосованием. Помимо размещения QR-кодов в печатных материалах, их также можно распространять в цифровом формате в рассылках по электронной почте или в сообщениях в социальных сетях. Это позволяет легко охватить более широкую аудиторию и вовлечь избирателей в различных фокус-группах. Кандидаты используют QR-коды в агитационных материалах, чтобы напрямую ссылаться на свои биографии, графики встреч с избирателями или дебатов, что упрощает для избирателей получение информации и располагает к участию в голосовании. Например, в одном из штатов Индии увеличение явки избирателей напрямую связывают с размещением на рассылаемых за неделю до голосования избирательных бюллетенях QR-кода, с помощью которого избиратели могут узнать, где находится их избирательный участок, есть ли там место для парковки, а также могут проверить количество людей, стоящих в очереди у избирательной кабинки.
Во Франции избиратели получают избирательные карты с QR-кодом, который обеспечивает прямой доступ ко всем процедурам и информации, связанными с голосованием, размещенными в сети Интернет государственными органами (роль и демократическая цель голосования, различные типы выборов, организованных во Франции, компетенция выборных должностных лиц и т.д.).