Дата публикации: 19.06.2025

Практика применения машиночитаемого кода (OR-кода) в России и зарубежных странах

Аннотация

В статье изучается практика применения QR-кода или машиночитаемого кода, который стал одним из инструментов цифровой эпохи и используется как в России, так и в ряде зарубежных стран при организации и проведении выборов. Автор отмечает разнообразие направлений использования QR-кода в избирательном процессе и указывает на наличие некоторых правовых проблем, которые тем не менее не могут рассматриваться как препятствие для дальнейшего внедрения данной технологии в избирательный процесс, а анализ исследуемого зарубежного опыта может быть учтен в целях предотвращения возникновения аналогичных противоречий при организации и проведении выборов в России.




Выборы являются основой представительной демократии. В целях безопасности и поддержания демократии вероятность технической манипуляции результатами выборов должна быть принципиально ограничена. Пользуясь преимуществами цифровой эпохи, предпринимаются попытки внедрить цифровые технологии для голосования в целях снижения затрат, быстроты подсчета голосов, повышения явки избирателей. Наряду с этим постоянно поднимается вопрос о возможности манипулирования с их помощью результатами выборов. Действительно, честность выборов с использованием компьютеров и компьютерных сетей может контролироваться лишь небольшим числом экспертов, обладающих соответствующими техническими познаниями, таким образом, любое новшество, связанное с внедрением в избирательный процесс современных технологических разработок, вызывает справедливое опасение у правоведов, насколько новые технологии соотносятся с установленными законодательством требованиями по соблюдению и защите избирательных прав граждан.

Quick Response Code («код быстрого доступа», «быстрый доступ») представляет собой двумерную структуру, в нем можно записывать до 7 089 цифр и 4 296 символов в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для быстрого и простого получения информации до и во время выборов избирателям достаточного отсканировать код с помощью камеры смартфона. Именно этим он обязан своей популярности, в отличие от штрихкода, умещавшего лишь 20–30 букв и цифр и для чтения которого нужны специальное оборудование и программное обеспечение. Конкретно эту задачу при замене штрихкода должно было решить изобретение Масахиро Хара в 1994 г.: QR-код, продвинутая версия линейного штрихкода, мгновенно распознается под любым углом и считывается, даже если треть его поверхности повреждена.

Пионерами в применении данной технологии при организации и проведении выборов в 2014 г. стали Великобритания и Южная Корея, затем и другие страны, в том числе Россия (с 2017 г.), внедрили эту технологию в избирательный процесс.

Существует множество способов использования QR-кодов, например, избирательные комиссии размещают их на плакатах, листовках или почтовых рассылках, чтобы направлять людей к интернет-ресурсам, связанным с голосованием. Помимо размещения QR-кодов в печатных материалах, их также можно распространять в цифровом формате в рассылках по электронной почте или в сообщениях в социальных сетях. Это позволяет легко охватить более широкую аудиторию и вовлечь избирателей в различных фокус-группах. Кандидаты используют QR-коды в агитационных материалах, чтобы напрямую ссылаться на свои биографии, графики встреч с избирателями или дебатов, что упрощает для избирателей получение информации и располагает к участию в голосовании. Например, в одном из штатов Индии увеличение явки избирателей напрямую связывают с размещением на рассылаемых за неделю до голосования избирательных бюллетенях QR-кода, с помощью которого избиратели могут узнать, где находится их избирательный участок, есть ли там место для парковки, а также могут проверить количество людей, стоящих в очереди у избирательной кабинки.

Во Франции избиратели получают избирательные карты с QR-кодом, который обеспечивает прямой доступ ко всем процедурам и информации, связанными с голосованием, размещенными в сети Интернет государственными органами (роль и демократическая цель голосования, различные типы выборов, организованных во Франции, компетенция выборных должностных лиц и т.д.).

Список литературы

1. Амелин Р.В. Эволюция права под воздействием цифровых технологий / Р.В. Амелин, С.Е. Чаннов. Москва : Норма, 2023. 280 с.
2. Горчакова М.Е. Инновации финансовых технологий на рынке мобильных платежей / М.Е. Горчакова, Ю.М. Березкин // Baikal Research Journal. 2020. Т. 11. № 4. С. 10.
3. Котельников А.Д. Реализация активного избирательного права: скрытые препятствия и темные стороны / А.Д. Котельников // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15. № 4. С. 1431–1437.
4. Кравченко О.А. Типы искажения волеизъявления избирателей при электронном голосовании / О.А. Кравченко // Академический юридический журнал. 2018. № 1 (71). С. 15–25.
5. Филимонова А.И. Дистанционное электронное голосование: некоторые проблемы и пути разрешения / А.И. Филимонова // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 10. С. 22–25.
6. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2018. № 9 (261). С. 5–16.
7. Shim, S. Droit constitutionnel étranger. Défiance dans l’élection législative sud-coréenne de 2020 : le code QR, un dispositif facilitant la manipulation d’une élection à l’ère numérique? / S. Shim // Revue française de droit constitutionnel. 2021. Vol. 1

Остальные статьи