Взаимодействие государственных органов по вопросу ограничения доступа к противоправному контенту в сети Интернет в период выборов
Аннотация
Статья посвящена анализу механизмов межведомственного взаимодействия государственных органов Российской Федерации в сфере ограничения в период выборов доступа к информации, размещенной в сети Интернет и нарушающей законодательство Российской Федерации. Автор рассматривает определение противоправного контента в российском сегменте интернет-пространства, исходя из положений нормативных правовых и иных актов (федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы Генеральной прокуратуры РФ и подзаконные акты других уполномоченных органов публичной власти). Обширное число законных оснований идентифицирует запрещенный контент сквозь призму системы правовых оснований. Систематизация нормативных правовых актов позволяет типизировать материалы, которые связаны с дискредитацией и нарушением информационного обеспечения выборов в Российской Федерации и посредством которых происходит внешнее информационное давление на социально-политическую стабильность страны. Особое внимание уделяется роли ЦИК России, Роскомнадзора и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в мониторинге, экспертизе и пресечении распространения противоправной информации и материалов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2025 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2025-2-19-23 |
Стремительное развитие интернет-коммуникаций в Российской Федерации обусловливает как численный рост интернет-аудитории, так и возрастание роли сети Интернет в общественной жизни. В 2024 г. количество интернет-пользователей в Российской Федерации достигло отметки свыше 130 млн, глубина проникновения интернета (отношение интернет-пользователей страны к числу населения) составила 90,4%. Более 41% интернет-пользователей приходится на возрастную группу до 34 лет, медианное значение достигается с включением возрастной группы до 44 лет. Опросы общественного мнения в течение последних лет фиксируют, что интернет стал главным источником новостей и основным каналом коммуникации для большинства российских граждан. Но расширение пространства интернет-коммуникаций сопровождается и рисками размещения в сети противоправного контента.
За 2024 г. в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор) сообщили об удалении или блокировке более 800 тыс. материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено. Из них: 704,8 тыс. материалов удалено на основании решений профильных органов публичной власти, требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации; 100 тыс. материалов удалено в оперативном порядке при взаимодействии с администрациями российских социальных сетей.
Период избирательной кампании, конкуренция между партиями и кандидатами, эмоциональный накал в ходе предвыборных агитационных мероприятий всегда предполагают наличие определенных рисков злоупотребления свободой распространения информации и правом на проведение предвыборной агитации. Вместе с этим в условиях проведения специальной военной операции недружественные страны используют все ресурсы для дестабилизации социально-политической ситуации в Российской Федерации. Как показывает практика, период проведения выборов традиционно используется для усиления внешнего информационного деструктивного давления, распространения недостоверной фейковой информации, направленной на дискредитацию выборов, избирательного процесса, системы избирательных комиссий и в целом государственных органов, а также подрыв доверия к ним.
В этой связи особое значение приобретает тема выявления противоправного контента в период подготовки и проведения выборов кампаний и принятия решения об удалении и блокировке противоправной информации по электоральной тематике. Также особую значимость имеет алгоритм межведомственного взаимодействия между органами публичной власти по удалению или блокированию противоправного контента в российском интернет-пространстве в ходе подготовки и проведения выборов, а также противоправного контента по электоральной тематике, размещаемого в межвыборный период.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ) емко определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Аналогичным образом ряд исследователей определяет противоправный контент как запрещенную действующим законодательством информацию. А.Ю. Соколов определяет запрещенную информацию как тот вид контента, который несет угрозу национальной безопасности. П.В. Шумов, П.И. Веденеева использовали понятие запрещенной информации по отношению к фейкам (недостоверным сведениям), которые должны быть удалены из интернет-пространства, в числе которых и фейковые сообщения по электоральной тематике. При этом, по справедливому замечанию Ю.Б. Носовой, понятие запрещенной информации в действующем законодательстве отсутствует. Таким образом, используемое в практике рабочее понятие запрещенной информации является собирательным, фиксирующим наличие в размещенном интернет-контенте информации, распространение которой запрещено, что является основанием для ее удаления или блокирования доступа к ней в сети Интернет.